Версия 4.0

ТЧ-1 «Автово», Санкт-Петербург
Краткая историческая справка

Электродепо «Автово» было открыто в декабре 1955 года. Сегодня эта тяговая часть петербургского метрополитена обслуживает Кировско-Выборгскую линию.

К открытию второго в Советском союзе метрополитена в Ленинград поступило 40 метровагонов типа Г №№686-725. Эти вагоны были размещены на строящейся площадке депо «Автово», введённой в эксплуатацию уже после открытия первой очереди метро, которое состоялось 15 ноября 1955 года. Первый пробный поезд 690-691-692-693 был пущен ещё 7 октября 1955 года. Так началась обкатка первого участка ленинградского метро от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания», затем началась регулярная работа ленинградского метрополитена.

Уже в декабре 1955 года в Ленинград с Мытищинского машиностроительного завода прибыли первые в СССР вагоны типа Д. В 1955-1956 годах депо «Автово» получило вагоны Д №№807-875.

29 апреля 1961 года открылась первая очередь Московско-Петроградской линии метро. Составы депо «Автово» начали работать одновременно на двух линиях ленинградской «подземки», причём Московский радиус сразу(?) стал обслуживаться шестивагонными поездами. В 1961 году в Ленинград поступили новые вагоны типа Д №№2207-2230, в 1962 году — №№2374-2375, 2378-2381, в 1963 году — №№2434-2458.

В 1964 году из Мытищ в «Автово» поступили первые вагоны типа Е. Из-за изменённого положения дверных проёмов относительно корпуса вагона новый подвижной состав использовался исключительно на Кировско-Выборгской линии. По данным некоторых источников, в 1965 году все 40 вагонов типа Г, принадлежащих ленинградскому метрополитену, были отправлены в Москву для эксплуатации в столичном метрополитене.

В 1966 году на Кировско-Выборгскую(?) линию вышел опытный состав из вагонов Ема/Ем/Емх 3704-3701-3702-3703. С 1967 года началась поставка серийных модифицированных вагонов типа Е, предназначенных для работы в пятивагонных составах открывшейся в конце года Невско-Василеостровской линии метро. Таким образом, с 3 ноября 1967 года депо «Автово» стало обслуживать одновременно три линии ленинградского метрополитена.

Апрель 1968 года ознаменовался выпуском первого метровагона на ленинградском заводе имени Егорова. С этой даты по сегодняшний день в ленинградский, а теперь — петербургский метрополитен поступают вагоны производства только этого предприятия (впрочем, не обошлось и без исключений, о них — ниже). Благодаря увеличению выпуска метровагонов для Ленинграда вагонный парк ТЧ-1 «Автово» стал быстро наполняться новыми вагонами типов Ем, Ема и Емх, и в 1969 году было принято решение о передаче части вагонов типа Е из Ленинграда в другие метрополитены СССР. В московский метрополитен было передано 14 вагонов Е, в открывшийся в 1960 году киевский метрополитен — 40 вагонов Е. В Ленинграде осталось 63 вагона данного типа, эксплуатировавшихся только на Кировско-Выборгской линии метро. Взамен в 1968-1969 гг. из Киева в электродепо «Автово» были переданы метровагоны типа Д №№2135-2158, 2299-2303, 2459-2468 (всего 39 штук).

В начале 1970-х годов на Кировско-Выборгской линии уже работали пятивагонные составы. 12 декабря 1972 года было введено в эксплуатацию депо «Московское», предназначенное для обслуживания Московско-Петроградской линии. В это депо из «Автово» стали передаваться вагоны типа Д. Невско-Василеостровская линия, оставшаяся в ведении депо «Автово», в это время обслуживалась вагонами типов Ем, Ема, Емх с линкрустовой отделкой салона. Для обслуживания Кировско-Выборгской линии метро в «Автово» стали поступать новейшие по тем временам вагоны типов Ем-501 и Ема-502 с отделкой пассажирского салона пластиком. Вскоре первая линия ленинградского метрополитена была переведена на шестивагонные составы.

В 1977 году была закрыта наземная станция «Дачное», предназначенная для приёма пятивагонных составов (на этой станции помещалась только первая дверь шестого вагона). Сразу после её закрытия Кировско-Выборгская линия была переведена на обслуживание семивагонными составами.

В 1978 году с Мытищинского машиностроительного завода на испытания в депо «Автово» прибыли вагоны типов 81-717/714 №№9050-9051, 9350-9355. Шесть из восьми новых вагонов образовали опытный состав, который в течение четырёх лет проходил испытания на Кировско-Выборгской линии метро, с конструкцией остальных двух вагонов ознакамливались инженеры завода имени Егорова. В 1981 году начался выпуск серийных вагонов данных типов на заводе имени Егорова.

В начале 1979 года после открытия станций метро «Гражданский проспект» и «Комсомольская» (ныне — «Девяткино») было введено в эксплуатацию электродепо «Северное». Эта тяговая часть стала совместно с ТЧ «Автово» обслуживать составы Кировско-Выборгской линии. В новое электродепо из «Автово» были переведены все составы Невско-Василеостровской линии метро. В 1981 году из депо «Автово» в депо «Северное» были переданы опытные вагоны типов 81-717/714.

В конце 1992 — начале 1993 года в электродепо «Автово» на испытания поступил метросостав из вагонов моделей 81-550/551/552, оснащённых асинхронными двигателями. Этот состав был презентован в день 40-летия метрополитена, 15 ноября 1995 года, однако, затем был снова отправлен на завод, где вагоны состава были переоборудованы в вагоны типов 81-540.1/541.1 и в дальнейшем переданы в ТЧ-4 «Северное».

В 1995 году Кировско-Выборгская линия метро из-за аварии на участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была разделена на две части. Несколько составов депо «Автово», остававшихся на ночном отстое в депо «Северное», были оставлены в ТЧ-4 для работы на северном участке разорванной линии метро. В 1996-2002 годах в ТЧ-1 из ТЧ-4 по наземным железнодорожным путям было передано 38 вагонов для работы на южном участке Кировско-Выборгской линии.

23 июня 2004 года было восстановлено движение по всей Кировско-Выборгской линии петербургского метрополитена. К этой дате был приурочен переход линии на восьмивагонные составы. Первый этап перехода длился с 15 марта по 4 июня 2004 года. В это время по будням на 122-м маршруте работали опытные восьмивагонные поезда, состав которых сменялся еженедельно. Второй этап перехода, прошедший с 5 по 15 июня, ознаменовался полным переходом Кировско-Выборгской линии на удлинённые составы. Восьмивагонные составы формировались за счёт резервных вагонов тяговой части, при этом из депо «Автово» в электродепо «Северное» были переданы 32 вагона типов Е и Ем-502, а из депо «Невское» в электродепо «Автово» — 7 вагонов типов Ема и Емх.

На данный момент вагонный парк ТЧ «Автово», практически полностью обновившийся в 1973-1979 годах, стабилен. Уже истёк ресурс работы самых старых вагонов депо, но в связи с недостаточным финансированием петербургского метрополитена процесс обновления парка депо, вероятно, будет отложен на более дальний срок за счёт проведения дополнительных капитальных ремонтов вагонов в ТЧ-2 «Дачное».

К оглавлению раздела