Модернизация электровагонов типов Еж3, Еж6 и Ем-508Т на ЗРЭПСе

В середине 1990-х годов темпы поставок новых электровагонов в метрополитены России и стран СНГ заметно снизились. Причиной этого явления стала нехватка средств на приобретение нового подвижного состава. На сравнительно новых метросистемах бывшего СССР данное явление не сказалось никак, так как одновременно упали и темпы строительства новых линий метро. Администрациям метрополитенов, имеющих подвижной состав, подлежащий списанию в ближайшие несколько лет, пришлось искать выход из создавшейся ситуации. В итоге метрополитены Москвы, Петербурга и Киева решили пойти по довольно распространённому на западе пути — модернизации существующих вагонов метро.


Модернизированный вагон типа Еж3 №5805. Фото Михаила Кончица.

В 1997 году на московском заводе по ремонту электроподвижного состава (ныне — ЗАО «ЗРЭПС») была проведена опытная модернизация состава из двух метровагонов типа Еж3 №№5696, 5923 и одного Еж6 №№5582 с заменой контакторного оборудования вагонов на электрооборудование с использованием ступенчатого реостатного пуска. Использовавшийся ранее алгоритм управления тяговыми электродвигателями вагонов был сохранён, напряжение во внутренней сети опытных вагонов было уменьшено до 80 В, в отличие от присущих вагонам Е и их модификациям 750 В. На модернизированных вагонах было применено и другое новое оборудование, в частности на головных вагонах №№5696, 5923 были поставлены новые пульты управления типа ПМ-04.

Опытные вагоны, получившие обозначения типа ЕжТК, прошли испытания на ЗРЭПС, после чего специалисты ВНИИЖТ приступили к ходовым испытаниям вагонов на линии. К концу 1999 года пробег экспериментальных вагонов достиг 60 000 километров. В целом испытания метровагонов ЕжТК были признаны удачными, однако стоимость их модернизации оказалась довольно высокой. Поэтому в 2001-2002 годах был разработан новый проект модернизации метровагонов типов Еж3 и Ем-508Т, который и был принят в качестве основного.


Пассажирский салон прошедшего модернизацию вагона Ем-508Т. Фото Михаила Кончица.

Модернизация вагонов Еж3 и Ем-508Т на ЗРЭПС включила в себя:

Стоимость работ по модернизации одного вагона типа Еж3 или Ем-508Т на ЗРЭПС составила примерно 60% от стоимости новых вагонов типов 81-717.5М/714.5М. При этом срок службы обновлённых вагонов был продлён на 15 лет. Первым серийно модернизированным вагоном на ЗРЭПС стал метровагон типа Ем-508Т №6449, полученный московским метрополитеном со ЗРЭПСа 11 ноября 2002 года.

Вагоны метро, прошедшие модернизацию на ЗРЭПС в 2002-2004 годах:

Тип вагонов Головные вагоны Промежуточные вагоны
Еж3 5701-5703, 5706, 5783, 5785, 5790-5792, 5795-5796, 5799-5800, 5802-5804, 5806, 5814, 5816, 5819-5820, 5822, 5825, 5830, 5832, 5835-5836, 5839, 5843, 5847, 5850-5851, 5860, 5863-5864, 5880, 5882, 5943, 5950, 5960, 5967, 5984-5985 5562, 5565, 5966
Еж6 - 5581, 5583-5584
Ем-508Т - 6398, 6401, 6409-6410, 6425, 6429-6430, 6434-6435, 6442-6443, 6446, 6449, 6452, 6454-6457, 6462-6468, 6470-6474, 6482, 6485, 6497, 6499, 6502, 6504, 6508-6510, 6513, 6515, 6518, 6521, 6525, 6530-6531, 6539-6540, 6544, 6547, 6550-6552, 6554-6555, 6660, 6705, 6720, 6726, 6730, 6732-6733, 6741, 6746, 6749, 6757, 6763, 6771-6773, 6777, 6783-6786, 6789-6790, 6793, 6796-6797, 6836, 6850, 6869, 6993, 6995, 6998-6999, 7004, 7028, 7036, 7041, 7046, 7048, 7052, 7067, 7080, 7084

При подготовке страницы использованы материалы ЗАО «ЗРЭПС».

К оглавлению раздела