Электровагоны типов Ем-501, Ема-502 и Емх-503


Электропоезда из вагонов Ем-501 и Ема-502 в депо «Автово».
Фото из книги «Метрополитен Северной столицы» (Санкт-Петербург, 1995 г.)

Ленинградский вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова, выпуская вагоны типов Ем, Ема, Емх по чертежам Мытищинского машиностроительного завода, одновременно вёл некоторую переработку этих чертежей в части конструкции кузова. В ноябре 1969 года завод имени Егорова изготовил по изменённым чертежам опытный вагон Ем-501 №3894. У нового вагона была значительно улучшена внутренняя отделка, под вагон подкатили тележки с неусиленными рамами, на нём было применено электрическое и пневматическое оборудование вагонов типа Ем.

В 1971 году завод имени И.Е. Егорова перешёл на выпуск для Ленинградского метрополитена вместо вагонов типов Ем, Ема и Емх промежуточных вагонов типа Ем-501 (заводское обозначение 81-501), головных вагонов типа Ема-502 (81-502) и хвостовых типа Емх-503 (81-503) с кузовами, как у вагона №3894, но имевшими в отличие от последнего выше подоконного пояса три гофра вместо двух. Такие вагоны выпускались с усиленными тележками вагонов типа Еж.

Всего за период 1969-1975 гг. завод имени Егорова изготовил 202 вагона типа Ем-501, 80 типа Ема-502 и 22 типа Емх-503. Изготовление вагонов типа Ем-501 продолжалось до 1978 года, а типа Ема-502 — до 1980 года включительно.

Выпуск электровагонов типов Ем-501, Ема-502 и Емх-503:

Год выпуска Вагоны типа Ем-501 Вагоны типа Ема-502 Вагоны типа Емх-503
Количество Номера Количество Номера Количество Номера
1969 1 3894 - - - -
1971 40 6027-6046,
6067-6086
10 6047, 6049, 6051, 6053, 6055,
6057, 6059, 6061, 6063, 6065
10 6048, 6050, 6052, 6054, 6056,
6058, 6060, 6062, 6064, 6066
1972 22 6087-6089, 6095-6099,
6105-6109, 6115-6120,
6125, 6127-6128
8 6091, 6093, 6101, 6103,
6111, 6113, 6121, 6123
12 6090, 6092, 6094, 6100, 6102, 6104
6110, 6112, 6114, 6122, 6124, 6126
1973 84 6252-6312, 6315-6337 2 6313-6314 - -
1974 - - 60 6338-6397 - -
1975 55 6558-6612 - - - -
1976 25 6633-6657 20 6613-6632 - -
1977 34 6875-6908(?) - - - -
1978 57 6909(?)-6965 26 6966-6991 - -
1979 - - 104 7092-7195 - -
1980 - - 6 7196-7201 - -
Итого 318   236   22  

Вагоны типа Емх-503 с 1973 года не выпускались, так как в связи с некоторыми изменениями в системе автоведения в голову и хвост составов начали ставить два одинаковых головных вагона типа Ема-502. Для удобства размещения поездных устройств автоведения и радиооборудования эти вагоны, как и вагоны типов Ечс и Еж3, оборудовались отсеками вместо шкафов. Вагоны типов Ем-501 (с №6252) и Ема-502 (с №6313) выпускались с электрической схемой резервного управления поездом, выполненной по ленинградскому варианту. При этом принципиальная электрическая схема вагонов стала соответствовать новому чертежу №ОТД-355-029. В дальнейшем схемой резервного управления поездом по ленинградскому варианту были оборудованы все ранее построенные вагоны типов Ем, Ема и Емх.


Пассажирский салон вагона типа Ем-501.

Выпущенные в декабре 1973 года два вагона типа Ема-502 №6313-6314 в 1974 году в депо «Автово» Ленинградского метрополитена были оборудованы комплексной системой автоматического управления поездами (КСАУП), включающей системы автоведения и автоматического регулирования скорости (АРС). В отличие от комплексной системы, установленной на вагонах типа ЕжЗ, на этих вагонах системы автоведения и АРС имели общую исполнительную аппаратуру управления поездом, а также созданную по иным принципам аппаратуру сравнения заданной и фактической скоростей движения поезда.

В связи с отсутствием на вагонах типов Ем-501 и Ема-502 тиристорно-импульсного регулирования возбуждения тяговых электродвигателей, применяемого на вагонах типа Еж3 и способствующего эффективному торможению под управлением АРС независимо от скорости движения, в функцию КСАУП входило ограничение тормозного эффекта при высоких скоростях для предотвращения кругового огня по коллекторам тяговых электродвигателей. В отличие от САММ, остановка поездов при КСАУП осуществлялась с помощью так называемых активных датчиков, получавших команды с центрального пункта.

С января 1974 года часть, а с середины 1975 года все вагоны (начиная с №6558) типов Ем-501 и Ема-502 выпускались оборудованными системой КСАУП.


Метровагоны типов Ем-501 и Ема-502 в электродепо «Автово», Санкт-Петербург. Фото Игоря Ванина.

На первых вагонах типа Ем-501 питание цепей управления и систем автоматики (в том числе и автоведения) обеспечивала общая аккумуляторная батарея 56НКН-60, позднее (на вагонах с №6031) вместо неё устанавливалась батарея 56НКН-80.

В 1971-1972 гг. завод им. И.Е. Егорова выпускал для Ленинградского метрополитена вагоны типов Ем-501, Ема-502 и Емх-503, оборудованные системой автоведения ПМСАУП. По мере продления Московско-Петроградской линии эти вагоны направлялись в депо «Автово», а затем в открытое в начале 1973 года депо «Московское». Вагоны типов Ем-501 и Ема-502 выпуска 1973-1975 гг. также поступили в депо «Автово» в основном для эксплуатации на Кировско-Выборгской линии, оборудованной КСАУП.

С августа 1973 года на всех вагонах типов Ем-501, Ема-502, Ем-508Т с №6290 (кроме вагонов №№6301, 6326, 6332-6333, 6336) устанавливались усиленные пружины центрального рессорного подвешивания, а с 1974 года на вагонах №№6382-6385, 6393-6395, 6397 и выше — малогабаритные крышки букс, как на вагонах типа Еж3. Для удобства расположения приёмных катушек АРС под вагоны с №6437 подкатывались тележки с изменённым, как и на вагонах типа Еж3, расположением оттормаживающих пружин колодок.

Вагоны типов Ем-501, Ема-502 и Емх-503 можно сцеплять только с вагонами типов Ем, Ема и Емх. Вагон типа Ем-502 №6374 был переделан на Ленинградском метрополитене в лабораторию АРС.

В.А. Раков. Локомотивы отечественных железных дорог 1956-1975 гг.

Некоторые характеристики вагонов типов Ем-501, Ема-502 и Емх-503

Годы выпуска 1969-1980
Начало пассажирской эксплуатации 1971 год
Тара вагона, т. 32,2
Длина, мм. 19210
Ширина, мм. 2700
Высота, мм. 3695
Конструкционная скорость, км/ч. 90
Ускорение, м/с2. 1,2
Замедление, м/с2. 1,1
Тип тормоза электродинамический
Мощность тяговых двигателей, кВт. 4х68
Диаметр колес, мм. 780
Вместимость вагона при плотности 10 чел/м2, чел. 264
Мест для сидения, шт. 40

К оглавлению раздела