Версия 4.0

Экспортные модификации метровагонов, выпущенные в СССР и России


Метропоезд из вагонов Ев прибывает на станцию Pillangó utca, Будапешт. Фото Владимира Риха.

В начале 1960-х годов в странах Восточной Европы приступили к строительству метрополитенов. В проектировке и строительстве систем скоростного внеуличного транспорта в Будапеште, Праге, а затем Варшаве и Софии приняли участие специалисты из СССР. Подвижной состав для новых метрополитенов было решено приобрести в СССР, на Мытищинском машиностроительном заводе.

Завод приступил к проектированию метровагонов для Венгрии в 1966 году. Одной из особенностей новых вагонов, создававшихся на базе электровагонов типа Е, стала новая тележка, рассчитанная на европейскую колею 1435 мм. Первые четыре опытных вагона типа Ев («Е венгерский»), получившие бортовые номера 100-103, были отправлены в Будапешт в 1969 году. Первая серийная партия вагонов Ев ушла в Венгрию в 1970 году.

В апреле 1970 года была открыта вторая линия (M2) будапештского метрополитена, на котрой стали работать советские метровагоны. Через год на мытищинский завод поступил заказ из Венгрии на изготовление 36 вагонов метро до конца марта 1972 года. Всего с 1969 по 1972 год в Будапешт поступило 100 вагонов типа Ев. В начале 2000-х годов началась их активная модернизация, включающая в себя полное изменение интерьера пассажирских салонов.


Составы из вагонов Ев и 81-717.2/714.2 в тупиках станции Köbánya-Kispest, Будапешт. Фото Владимира Риха.

Открытие метрополитена в столице Чехословакии, Праге, состоялось в мае 1974 года. Для пражского метро потребовались моторные вагоны с регулированием скорости в тормозном режиме в широком диапазоне. Связано это было тем, что движение поездов в новом метрополитене было организовано без светофоров, с применением системы автоматического регулирования скорости (АРС), использующей сигнальный ток различных частот в рельсовых цепях в зависимости от местонахождения впереди идущего поезда. На метровагонах для Чехии было решено применить систему импульсного регулирования возбуждения тяговых электродвигателей, ранее проверенную на вагонах типа Е.

В 1972 году на промышленную выставку в Прагу был отправлен электровагон типа Еж №5443. После выставки вагон остался в столице Чехословакии, вероятно для ознакомления чешских специалистов с конструкцией советских метровагонов. На линиях метро вагон впоследствии замечен не был, однако пробыл в пражском электродепо Kacerov до 1996 года, когда и был списан.


Музейный состав Ечс на станции Námêstí Míru, Прага. Фото с сайта www.metroweb.cz.

Первые 7 опытных метровагонов типа Ечс («Е чехословацкий») были выпущены на Мытищинском машиностроительном заводе в конце 1972 года. Вагоны получили бортовые номера 5601-5607 и были укомплектованы системой АРС и импульсным регулированием возбуждения тяговых электродвигателей. В отличие от вагонов типа Е с импульсным регулированием возбуждения, на вагонах типа Ечс были установлены дополнительные резистор и контактор для уменьшения толчка при переходе с режима тяги на выбег при всех скоростях движения поезда. Вместо ящика ЛК-755Д-1 был поставлен ящик с пятью линейными контакторами ЛК-756Б, а вместо пуско-тормозных резисторов КФ-47А-2 были применены резисторы КФ-47А-5. Несколько изменены были реостатный контроллер и переключатель положений, получившие обозначения соответственно ЭКГ-17Д и ЭКГ-18Д. В кабинах машиниста были установлены новые пульты управления с приводом главного вала контроллера машиниста КВ-40А-4 и рукоятки крана машиниста №334 через систему валов и конических зубчатых колёс от рычагов, перемещающихся под действием машиниста в вертикальной плоскости. Блоки БСТ-4 и БУ-7 были заменены соответственно блоками БСТ-9А и БУ-9А. Электрическая схема опытных вагонов типа Ечс была выполнена в соответствии с чертежом №ОТД-354-984. Аппаратура АРС и радиооборудование на этих вагонах располагались не в шкафах, а в специальных отсеках между кабиной машиниста и первыми раздвижными дверями. Питание системы АРС осуществлялось от дополнительной аккумуляторной батареи 11НКН-55, располагавшейся под кузовом. На вагонах Ечс были установлены тяговые двигатели мощностью 72 кВт вместо 68 кВт, как на вагонах типов Е, Еж и Еж1.

Опытные метровагоны типа Ечс поступили на испытания в московское электродепо «Красная Пресня». В 1975 году они были возвращены на завод, где и были переоборудованы в серийные вагоны типа Еж3 №№5923-5926, 5943-5945.

Первые серийные вагоны метро типа Ечс были изготовлены в 1973 году. На линии пражского метрополитена в 1974-1977 годах вышло 85 электровагонов данного типа. К началу 2000-х годов эти метровагоны были списаны. Исключение составили вагоны №1009 (передан музею гортранспорта в Stresovice), №1031 (в 1992 году продан фирме Skoda Plzen, переоборудовавшей его в опытный электровоз для фирмы Siemens), №№1083-1085 (музейный состав пражского метрополитена).


Метросостав 81-717.1/714.1 в электродепо Zlicín, Прага. Фото с сайта www.metroweb.cz.

В 1975 году на Мытищинском машиностроительном заводе стали изготавливать аналоги метровагонов типов Еж3 и Ечс для Будапешта, получившие обозначение Ев3. До 1979 года было выпущено 95 вагонов Ев3 для Будапешта.

После испытаний в 1976-1977 годах опытных вагонов типов 81-717 и 81-714 было решено наладить их серийное производство. Новыми вагонами заинтересовалось руководство пражского метрополитена, открытие новой линии которого было запланировано на 1978 год. Поэтому в 1977 году на мытищинском заводе были разработаны и пошли в серийное производство модели новых вагонов метро для Праги, получившие обозначения 81-717.1 (головные вагоны) и 81-714.1 (промежуточные). К середине 1978 года был выполнен заказ на изготовление 68 вагонов 81-717.1/714.1 и только с июня этого года ММЗ приступил к выпуску метровагонов 81-717 и 81-714 для Москвы. Позже последовали новые поставки метровагонов в Чехословакию, всего в Мытищах было выпущено 204 вагона типа 81-717.1 и 303 вагона типа 81-714.1.

В 1996 году Пражский метрополитен начал комплексную модернизацию вагонов 81-717.1/717.1 с заменой оборудования, улучшением экстерьера и интерьера, а также сменой бортовых номеров. Модернизированные вагоны получают обозначение 81-71М.

По состоянию на начало 2005 года в Праге списаны электровагоны типов 81-717.1/714.1 №№2102, 2107, 2133, 2325, 2490. Головной вагон №2129 отдан фирме Skoda Plzen для испытаний, на базе метровагона №2148 фирмой Siemens создан экспериментальный вагон метро на IGBT-транзисторах. Первым вагоном нового музейного состава стал электровагон типа 81-714.1 №2213.


Электропоезд 81-717.3/714.3 на станции Raclawicka, Варшава. Фото Вернера Хубера.

Новые вагоны типов 81-717/714 вскоре стали поступать и в другие города Восточной Европы. Первая партия метровагонов 81-717.2/714.2 была изготовлена для будапештского метрополитена в 1980 году, всего с 1980 по 1991 год было выпущено 63 головных и 123 промежуточных вагона данных моделей. В 1998(?) году ОАО «Метровагонмаш» выпустило 10 усовершенстовованных метровагонов для Будапешта, получивших индексы 81-717.2М и 81-714.2М.

Открытие первой линии метро в Варшаве было запланировано на 1990 год, однако впоследствии сроки открытия были перенесены. Именно поэтому варшавский метрополитен, введённый в строй только в апреле 1995 года, получил свои первые вагоны метро задолго до официального пуска первого поезда. В 1989-1990 годах в столицу Польши поступило 10 вагонов 81-717.3/714.3 производства мытищинского завода, в 1994-1997 годах варшавское метро заключило два контракта на поставку новых вагонов с петербургским заводом имени Егорова (ЗАО «Вагонмаш»). Для Варшавы петербургские вагоностроители разработали электровагоны типов 81-572/573 и 81-572.1/573.1. В мае 2006 года контракт на поставку 14 промежуточных метровагонов для перевода варшавского метрополитена на шестивагонные составы выиграли мытищинские машиностроители (ныне ОАО «Метровагонмаш»). Полный перевод метрополитена Варшавы на удлинённые составы состоится после приобретения ещё 16 промежуточных метровагонов (тендер на данный момент не объявлен).


Пассажирский салон метровагона типа 81-572.1. Фото Роберта Швандля.

Первая очередь метрополитена столицы Болгарии, Софии строилась около 20 лет. Также как и в случае с Варшавой, электровагоны типов 81-717.4/714.4, предназначенные для софийского метрополитена, были изготовлены на Мытищинском машиностроительном заводе задолго до открытия «подземки», а именно в 1990 году. Всего для Софии на ММЗ было выпущено 24 головных и 24 промежуточных вагона с бортовыми номерами 1001-1024 и 5001-5024 соответственно. Работать на линии они начали только в январе 1998 года.


Состав из метровагонов типов 81-717.4/714.4 на станции «Обеля», София. Фото Николая Петракиева.

Осенью 1993 года для строящего тегеранского метрополитена на ЗАО «Вагонмаш» был изготовлен состав из двух головных и шести промежуточных вагонов типов 81-572/573. Данный состав заказчиком оплачен не был, поэтому в 1995 году он был продан московскому метрополитену. Электровагоны получили бортовые номера 10188-10189, 11317, 11343-11347 и стали работать на Люблинской линии столичного метро. Вагоны состава выделялись среди остальных московских вагонов метро неудобными пластиковыми сидениями, аналогичными установленным на опытные электровагоны типов 81-550/551/552 и 81-561. Вскоре эти сидения в электродепо «Печатники» заменили на стандартные.

В 1995 году для Тегерана на заводе имени Егорова были изготовлены 2 контактно-аккумуляторных электровоза типа 81-580, а также 2 головных и 4 промежуточных вагона метро. В конце 1995 — начале 1996 года эти вагоны были доставлены в Тегеран морем, по пути следования часть метровагонов была повреждена. Для первого рейса в тегеранском метрополитене был собран состав из двух электровозов, двух головных и не менее одного промежуточного вагона. Состав выполнил как минимум 1 рейс со скоростью от 5 до 20 км/ч. Дальнейшая судьба российских вагонов в Тегеране неизвестна. Возможно, вагоны были проданы в один из азиатских метрополитенов бывшего СССР, например, в Баку.


Погрузка метровагонов для Тегерана в петербургском порту. Автор снимка неизвестен.

Открытие второй очереди софийского метрополитена, состоящей из 6 станций, намечено на ноябрь 2007 года. Победителем конкурса на поставку в столицу Болгарии новых метровагонов стало мытищинское ОАО «Метровагонмаш». В 2005-2006 годах софийский метрополитен получил 3 состава, состоящих из шарнирно-сочленённых метровагонов «Русич». В каждый состав вошли 2 головных вагона типа 81-740.2 и 1 промежуточный типа 81-741.2. Согласно контракту, к 2007 году в софийский метрополитен поступят ещё 3 метросостава 81-740.2/741.2.

В отличие от вагонов 81-740/741, изготовляемых для московского метрополитена, «Русичи» для Софии укомплектованы тяговыми приводами Hitachi и тележками для европейской колеи 1435 мм. Наружная окраска вагонов выполнена с использованием светло-бежевого и оранжевого цветов, преобладающие цвета отделки салона — белый (стены), оранжевый (поручни) и синий (пол). По аналогии с московскими «Русичами», новые софийские метровагоны укомплектованы современной системами информационного оповещения пассажиров (светодиодные табло и схемы в пассажирских салонах, звуковые автоинформаторы, светодиодные маршрутоуказатели на головных вагонах) и кондиционирования воздуха, а также видеокамерами заднего вида.


Метропоезд «Русич» на станции «Обеля», София. Фото Николая Петракиева.

Вагоны метро, произведённые в СССР и России на экспорт (по данным на июнь 2006 года):

Модели Количество Бортовые номера Года выпуска
(начала эксплуатации)
Производитель
г. Будапешт, Венгрия
Ев 100 100-199 1969-1972 ММЗ
Ев3 95 200-294 1975-1979 ММЗ
81-717.2 63 300-362 1980-1991 ММЗ
81-714.2 123 3000-3122 1980-1991 ММЗ
81-717.2М 4 363-366 1998? (2000) ММЗ
81-714.2М 6 3123-3128 1998? (2000) ММЗ
г. Прага, Чехия (Чехословакия)
Еж 1 5443 1972 ММЗ
Ечс 85 1001-1085 1973-1977 ММЗ
81-717.1 204 2101-2199, 2300-2399, 2500-2504 1977-1990 ММЗ
81-714.1 303 2201-2299, 2400-2499, 2600-2699, 2800-2803 1977-1990 ММЗ
г. Варшава, Польша
81-717.3 4 001-004 1989 (1995) ММЗ
81-714.3 6 400-405 1989 (1995) ММЗ
81-572 24 005-028 1994 (1995) ЗАО «Вагонмаш»
81-573 8 406-413 1994 (1995) ЗАО «Вагонмаш»
81-572.1 2 029-030 1997 ЗАО «Вагонмаш»
81-573.1 16 414-429 1997 ЗАО «Вагонмаш»
81-714.3 14 430-443 (предположительно) Вагоны в процессе изготовления ОАО «Метровагонмаш»
г. София, Болгария
81-717.4 24 1001-1024 1990 (1998) ММЗ
81-714.4 24 5001-5024 1990 (1998) ММЗ
81-740.2 6 (ожидается 12) 2001-2006 2005-2006 ОАО «Метровагонмаш»
81-741.2 3 (ожидается 6) 6001-6003 2005-2006 ОАО «Метровагонмаш»
г. Тегеран, Иран
81-572 2 неизвестны 1995 ЗАО «Вагонмаш»
81-573 4 неизвестны 1995 ЗАО «Вагонмаш»
81-580 2 01-02 (под вопросом) 1995 ЗАО «Вагонмаш»

При подготовке страницы использованы материалы из книг В.П. Калиничева «Метрополитены», В.А. Ракова «Локомотивы отечественных железных дорог 1956-1975 гг.» и юбилейного издания ОАО «Метровагонмаш» «Ровесник века».

Большое спасибо Владимиру Риха, Николаю Петракиеву и Томасу Рейдалу за помощь в подготовке материала.

К оглавлению раздела