Версия 4.0

Контактно-аккумуляторные электровозы для метрополитена


Контактно-аккумуляторный электровоз типа 81-581 в метродепо «Автово», Санкт-Петербург. Фото Александра Соколова.

Для исправной работы всей инфрастуктуры метрополитена необходимо своевременно проводить её осмотр и ремонт. В основном осмотр и ремонт тоннелей, станций, средств СЦБ и связи, пути и других элементов инфраструктуры метро проводится в так называемое «ночное окно» — временной промежуток, когда в путевых тоннелях отсутствует напряжение на третьем (контактном) рельсе.

Для доставки на место работ различных приборов и материалов во время «ночного окна» обычно используются мотовозы с грузовыми платформами. Однако, мотовозы выделяют продукты сгорания топлива, тем самым загрязняя тоннели и станции метрополитена. Поэтому кроме них для хозяйственных нужд метрополитена также используются и контактно-аккумуляторные электровозы.


Контактно-аккумуляторный электровоз с тиристорным управлением, созданный на базе вагона типа Д.
Фото из книги «Метрополитен Северной столицы» (Санкт-Петербург, 1995 г.).

Как можно судить по названию, контактно-аккумуляторные электровозы имеют два способа питания — от контактного рельса и от аккумуляторных батарей, установленных в салоне электровоза. Также как и мотовозы, контактно-аккумуляторные электровозы могут использоваться как самостоятельная подвижная единица, так и в составе поезда. Основными задачами электровозов на метрополитене являются: перевозка различных грузов, транспортировка в депо неисправных вагонов и составов при невозможности их самостоятельного движения, маневровые работы в электродепо метрополитена.

Первые электровозы были собраны по заявке службы пути московского метрополитена в 1960-1961 годах. Основой для электровозов послужили кузова списанных немецких вагонов метро В4 №№151, 152, 155. В 1964 году 2 контактно-аккумуляторных электровоза на базе вагонов типа В4 были собраны в Ленинграде и получили бортовые номера ЭД-01 и ЭД-02. По мере списания московских метровагонов Ам и Бм моторный вагон типа Ам №48 также был переоборудован в двухкабинный электровоз.


Контактно-аккумуляторный электровоз Эк/а-08 в метродепо «Автово», Санкт-Петербург. Фото Игоря Ванина.

В ленинградском ремонтном депо «Дачное» в течение 1970-х годов было изготовлено семь контактно-аккумуляторных электровозов на базе вагонов метро типа Д. Шесть из них (Эк/а-03...06 и Эк/а-08...09) были созданы со стандартной для вагонов метро реостатно-контакторной системой управления, а седьмой (Эк/а-07) был оборудован перспективной тиристорно-импульсной системой управления. Для накопления электрической энергии в данных электровозах была использована аккумуляторная батарея 324 ТПЖН-550, в хвостовой части электровозов были созданы дополнительные кабины машинистов.

Также на базе вагонов Д были изготовлены ещё два контактно-аккумуляторных электровоза — для Куйбышева (Самары) и Минска. В 1981 году в депо «Красная Пресня», Москва были собраны три контактно-аккумуляторных электровоза из метровагонов типа Е, а в 1997 году в депо «Оболонь», Киев — один электровоз на базе метровагона типа Еж3 №5823.

Переоборудованные в контактно-аккумуляторные электровозы вагоны метро:

Тип вагонов Бортовые номера Город приписки Дата переоборудования Новые бортовые номера
А 48 Москва неизвестна 48
В4 151, 152, 155 Москва 1960-1961 гг. 151, 152, 155
В4 156, 1** Ленинград 1964 г. ЭД-01, ЭД-02
Д 858 Куйбышев неизвестна 858
Д 2229 Минск неизвестна 2229
Д 2374, 2467, 2466, 2465, 2462, 812, 841 Ленинград 1970-е гг. Эк/а-03...09
Е, Еи 3694, 3500, 4758 Москва 1981 г. Эк/а-01...03
Еж3 5823 Киев 1997 г. 5823

С 1991 года созданием контакторно-аккумуляторных электровозов на базе вагонов серии 81-717 занялся ленинградский вагоностроительный завод имени Егорова. Известно, что в 1990-х годах на заводе были выпущены 4 электровоза, из них два для тегеранского (модель 81-580, бортовые номера: 01, 02) и по одному для московского и петербургского (модель 81-580.1, бортовые номера: ВЭКА-001, ВЭКА-002) метрополитенов.


Контактно-аккумуляторный электровоз типа 81-580.1 в метродепо «Калужское». Фото Александра Шанина.

В 2002 году на ЗАО «Вагонмаш» был изготовлен контактно-аккумуляторный электровоз с асинхронным тяговым приводом модели 81-581. На следующий год этот электровоз, получивший бортовой номер 10260, поступил в депо «Автово» петербургского метрополитена. Кузов данного электровоза цельнометаллический стальной сварной конструкции. В электровозе смонтированы две кабины машиниста и аккумуляторное помещение, оборудованное стеллажами для установки тяговой аккумуляторной батареи. Обеспечены механизированные постановка и снятие аккумуляторов. Для возможности работы с различными типами подвижного состава с разных сторон электровоза установлены разные автосцепки: с одной стороны — сцепка Шарфенберга, с другой — сцепное устройство типа СА-З.

Освещение рабочего помещения машиниста электровоза осуществляется лампами накаливания при помощи светильников взрывобезопасного исполнения. Раздвижные двери электровоза размещены в аккумуляторном помещении по четыре с каждой стороны, в левой стене кабин управления и в перегородке между кабинами и аккумуляторным помещением установлены поворотные двери. Открывание и закрывание раздвижных дверей осуществляется вручную, за ручки, установленные на створках. Принудительная приточная и естественная вытяжная вентиляции аккумуляторного помещения обеспечивают концентрацию аэрозоли в аккумуляторном помещении не выше 0,5 мг/м3.


Контактно-аккумуляторный электровоз типа 81-581 в метродепо «Автово», Санкт-Петербург. Фото Александра Соколова.

Электрооборудование электровоза типа 81-581 обеспечивает устойчивую работу при повторно-кратковременных режимах с прицепной нагрузкой 70 т. не менее 30 циклов пусков и торможений в час. Тяговый привод машины оснащён четыремя асинхронными двигателями мощностью 114 кВт. Также заводом имени Егорова разработан электровоз модели 81-582 с четыремя асинхронными двигателями мощностью 170 кВт.

В 2005 году на ЗАО «Вагонмаш» опытный метровагон типа 81-561 («Ритор») №11342 был переоборудован в контактно-аккумуляторный электровоз с асинхронным тяговым приводом. Электровоз получил бортовой номер 10297 и был отправлен в Казань для работы в самом новом российском метрополитене.

Некоторые характеристики контактно-аккумуляторных электровозов типов 81-581/582

Начало выпуска 2002 год
Начало эксплуатации 2003 год
Тара вагона, т. 54
Длина, мм. 19210
Ширина, мм. 2675
Высота, мм. 3700
Конструкционная скорость, км/ч. 90
Ускорение, м/с2. 0,5-1,2
Мощность тяговых двигателей, кВт. 4х114/4х170
Максимальная прицепная нагрузка на парковых путях, т. 300
Максимальная прицепная нагрузка на трассе с уклоном до 6%, т. 70
Ёмкость тяговой аккумуляторной батареи, А*ч, не менее 550
Пробег электровоза с прицепной нагрузкой 70 т. при питании от аккумуляторов на профиле пути ±0,3% со скоростью 20 км/ч, км, не менее 100
Скорость на подъёме 6% с прицепной нагрузкой 35 т. при питании от контактной сети/аккумуляторов, км/ч, не менее 20/8

При подготовке страницы использованы материалы ЗАО «Вагонмаш».

К оглавлению раздела