Версия 4.0

Контактно-аккумуляторные электровозы типа Л


Электровоз Л №0089. Фото из архива Юрия Зайцева.

В начале 1970-х годов Мытищинский машиностроительных завод начал разработку специализированного подвижного состава для подземных линий метро стратегического назначения в Москве и пригородах. Официальное название этой транспортной системы — Д6, однако наибольшую известность она получила в 1990-х годах под именем «Метро-2». Более подробно о ней вы можете узнать на сайте Владимира Свириденкова «Московское метро».

В связи с отсутствием контактного рельса в системе Д6 для работы на линиях метро стратегического назначения решено было использовать составы из обычных вагонов метро, ведомых контактно-аккумуляторным электровозом. Проектирование электровозов велось под руководством главного конструктора завода А.Г. Акимова. За основу были взяты вагоны Еж3 (заводское обозначение 81-710). Электровозам было присвоена литера Л и заводское обозначение 81-711. В отличии от обычных вагонов у Л имеются две кабины, вместо окон и дверей салона — гофрированные стены. Крыша над вагоном также отсутствует, есть лишь небольшое арочное перекрытие в середине вагона.


Электровоз Л №0089. Фото из архива Юрия Зайцева.

В 1974 году было выпущено 3 электровоза Л под номерами 5686, 5710 и 5712. Их нумерация была общей с серийно производившимися в то время вагонами Еж3, которые и дополняли состав с Л, образуя спецпоезда. Обычная схема состава: Еж3-Л-Еж3. Иногда составы формировали в виде Еж3-Л-Л-Еж3.


Электровоз Л №5710. Фото из архива Юрия Зайцева.

Окраска Л выпуска 1974 года такая же, как и у Еж3 — верхняя часть зеленая, нижняя — синяя.


Электровоз Л №5710. Фото из архива Юрия Зайцева.

Вопреки распространённому мнению, скорость сообщения в Д6 очень мала: на аккумуляторном ходу составы не могут развивать скорости выше 15 км/ч. При движении по линиям обычного метро скорость передвижения составов может быть выше, но тогда электровоз Л уже является не ведущим, а ведомым — управляют составом вагоны Еж3.


Электровоз Л №5712. Фото из архива Юрия Зайцева.


Электровоз Л №5712. Фото из архива Юрия Зайцева.

В 1986 году для обслуживания новых участков системы Д6 была выпущена новая партия электровозов, также из трёх штук. Внешне они отличаются от Л первой партии: вместо двух небольших групп гофров на бортах кузова — сплошная «зебра» примерно на две трети высоты кузова, а по бокам кабин выше центральной декоративной полосы стало три гофра вместо двух. Новые электровозы от первой партии отличались также окраской — она была светло-синяя. Между отправкой с завода и прибытием в Д6 вагоны пробыли некоторое время в депо «Сокол», где занимались их окончательной наладкой.


Контактно-аккумуляторный электровоз Л №0088 (справа) и вагон Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева.

Электровозы Л выпуска 1986 года получили номера 0087-0089. Их нумерация была общей уже с вагонами типа 81-717. В комплекте с новыми электровозами было выпущено 4 вагона типа Еж6. Примерно в это же время (в конце 1980-х годов) 4 вагона типа Еж3 №№5581-5584 были переданы из Д6 в Московский метрополитен для работы на Ждановско-Краснопресненской (ныне — Таганско-Краснопресненской) линии, а электровоз Л №5686 был списан и отправлен в депо «Планерное», где он и находится по сей день. Из вагонов 1974 года выпуска в системе Д6 остались работать вагоны Еж3 №5580 и №5590 — одни из первых серийных Еж3, и два электровоза Л №5710 и №5712.


Контактно-аккумуляторный электровоз Л №0088 (справа) и вагон Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева.


Контактно-аккумуляторный электровоз Л №0088. Фото из архива Юрия Зайцева.


Контактно-аккумуляторный электровоз Л №0088. Фото из архива Юрия Зайцева.

Периодически электровозы Л с вагонами Еж3 или Еж6 по соединительной ветви проходят в систему обычного метро для прохождения текущего и капитального ремонта, а также для подзарядки аккумуляторов. Основная ремонтная база находится в депо «Планерное», более серьёзный ремонт вагоны проходят приблизительно один раз в 13-16 лет на московском ЗРЭПСе или на ММЗ, причем на ЗРЭПС спецвагоны приходят только по одному. Так, в июле 1990 года на выхинской площадке ЗРЭПСа проходил свой первый и пока что единственный капремонт электровоз Л №5712. Вагоны Л №№0088-0089 и Еж6 №№0090-0091 проходили капитальный ремонт в Мытищах летом 1999 года, причем электровоз №0088 при ремонте был переоборудован под дизельный. Электровоз Л №5686 и, по всей видимости, вагоны Еж3, списанные из Д6 в конце 1980-х годов, капитального ремонта в годы их работы в Д6 не проходили вообще.


Внутренний вид контактно-аккумуляторного электровоза Л №0088. Фото из архива Юрия Зайцева.

Большое спасибо Юрию Зайцеву за помощь в подготовке материала.

К оглавлению раздела