ТЧ-2 «Сокол», Москва
Краткая историческая справка
Электродепо «Сокол» было открыто 10 сентября 1938 года вместе с Горьковской линией московского метрополитена (станции «Сокол» — «Площадь Свердлова»). С 1938 года по настоящее время «Сокол» обслуживает эту линию метрополитена, на данный момент именующуюся Замоскворецкой.
Парк депо «Сокол» был сформирован из вагонов типов А (2 секции — №18/1018 и №19/1019) и Б, поступивших из депо «Северное». Большинство вагонов поступили в депо сразу после обкатки в «Северном», некоторые из вагонов успели поработать на Кировско-Фрунзенской линии метро. Вагоны были сформированы в четырёхвагонные составы. После 1938 года в ТЧ «Сокол» поступали и все последующие вагоны типа Б.
С декабря 1938 года электродепо «Сокол» обслуживало также и Арбатско-Покровскую линию. С апреля 1941 года на Арбатско-Покровской линии работал первый опытный шестивагонный состав из вагонов типа Г.
В октябре 1941 года 79 вагонов депо «Сокол» были эвакуированы в Андижан. Они вернулись только в конце 1943 года.
В начале 1947 года секции вагонов типа Б из депо «Северное» были переданы в депо «Сокол», где вскоре собрались все построенные 162 вагона Б. Кроме того, в депо передавались секции вагонов типа А и поступали новые вагоны типа Г, производство которых в 1947 году было возобновлено. К концу 1947 года на обеих линиях, обслуживавшихся ТЧ-2, стали работать шестивагонные поезда.
В 1950 году составы из вагонов типов А и Б, работавшие на Арбатско-Покровской линии, были переданы в новое депо «Измайлово» (Б ушли в «Измайлово» все, а А частично остались в «Соколе»). Освободившееся место заняли новые четырёхвагонные составы из вагонов Г, которые стали обслуживать открывшуюся в январе 1950 года Кольцевую линию. Все новые вагоны Г поступали в «Сокол», и к 1954 году все вагоны типа А из депо «Сокол» были переданы в депо «Измайлово». В этом же году открылось депо «Красная пресня», ставшее самостоятельно обслуживать Кольцевую линию метро.
Первые опытные вагоны типа Е поступили в депо «Сокол» в 1960 году.
В 1962 году депо «Сокол» перешло на семивагонные составы.
В 1963-1965 гг. в электродепо поступали уже серийные вагоны Е. Вагоны типа Г передавались в депо «Красная Пресня», «Калужское» и «Измайлово». К концу 1965 года Горьковско-Замоскворецкая линия обслуживалась только вагонами типа Е, однако поступление новых вагонов Е в ТЧ-2 продолжалось до 1969 года, затем в 1970-1971 годах в депо поступило ещё несколько составов из вагонов Ем-508 и Ем-509. При этом более старые вагоны типа Е передавались из «Сокола» в другие депо столицы.
11 июля 1969 года открыто электродепо «Замоскворецкое», ставшее оборотным к депо «Сокол». Самостоятельным депо «Замоскворецкое» стало только через 18 лет, 1 июля 1987 года.
В 1978-1979 годах ТЧ «Сокол» получило несколько(?) составов из вагонов Ем-508Т, в 1983 году они были переданы в депо «Планерное».
В 1980 году в депо «Сокол» начали поступать составы из вагонов 81-717/714, более старые вагоны типа Е стали из «Сокола» передаваться в другие депо. Процесс замены вагонов Е затянулся до 1987 года, однако поступление новых «номерных» вагонов на этом не остановилось, и парк вагонов был почти полностью обновлен вторично. Более старые составы из вагонов 81-717/714 передавались в другие депо, главным образом на Серпуховско-Тимирязевскую линию.
В 1986 году депо «Сокол» перешло на эксплуатацию восьмивагонных составов.
Большое спасибо Дмитрию Умнову за помощь в подготовке материала.