ТЧ-5 «Невское», Санкт-Петербург
Краткая историческая справка
ТЧ-5 «Невское» было официально открыто в 1986 году. На данный момент поезда, приписанные к ТЧ-5, работают на Невско-Василеостровской линии метро.
30 декабря 1985 года была открыта для пассажиров первая очередь Правобережной линии ленинградского метрополитена, обслуживание которой и было «поручено» данному электродепо. На Правобережной линии стали работать шестивагонные(?) составы из новых вагонов типов 81-717/714, полученных с завода имени Егорова. Кроме того, несколько вагонов типов 81-717/714 пришли в депо «Невское» из депо «Северное», работавшего в то время с поездами Невско-Василеостровской линии.
В 1995 году из-за аварии на участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» электродепо «Северное» оказалось отрезанным от обслуживаемой ей Невско-Василеостровской линии. До окончательного закрытия движения на аварийном перегоне в депо «Невское» из депо «Северное» в срочном порядке были переведены составы Невско-Василеостровской линии. Составы ТЧ-5 стали работать одновременно на двух линиях метро, при этом вагоны депо были чётко разделены по «принадлежности» к одной или другой линии.
В 1996 году в депо «Северное» был восстановлен гейт с Октябрьской железной дорогой. По этому гейту с 1996 по 2002 гг. из ТЧ-4 в ТЧ-5 было передано 4 вагона типов 81-714.5, Ем и Ем-501.
К удлинению Правобережной линии в 1997 году в депо с завода имени Егорова поступили новые вагоны типов 81-540/541, также на Правобережную линию было передано несколько составов с Невско-Василеостровской линии.
Август-сентябрь 1998 года ознаменовался массовой предачей вагонов метро между депо «Невское» и «Московское». Наиболее старые вагоны типов 81-717/714 и некоторые головные вагоны типа 81-717.5 из депо «Невское» были переданы в депо «Московское» для обслуживания Московско-Петроградской линии метро. Взамен ТЧ-5 получила вагоны типов Ем, Ема, Емх, Ем-501, Ема-502 и Емх-503, которые с августа 1998 года стали работать на Невско-Василеостровской линии метро. Часть «номерных» вагонов с этой линии (в основном, более старые головные вагоны и более новые промежуточные) была передана на Правобережную линию.
1 февраля 2000 года была введена в строй первая очередь электродепо «Выборгское». Спустя некоторое время составы Правобережной линии стали обслуживаться новым депо, передача вагонного парка линии в ТЧ-6 состоялась весной 2001 года. С этого времени к ТЧ-5 приписаны только составы Невско-Василеостровской линии, однако часть работ по обслуживанию поездов Правобережной линии по-прежнему проводится в «Невском».
В связи с нехваткой средств на покупку в необходимых объёмах нового подвижного состава в 2001-2003 годах петербургский метрополитен провёл модернизацию 30 вагонов типов Ем, Ема и Емх. Модернизация проводилась на заводе имени Егорова (ЗАО «Вагонмаш»), все модернизированные вагоны поступили в депо «Невское». В этот же период времени метрополитеном было приобретено 5 шестивагонных составов типов 81-540/541 и 81-540.7/541.7. Эти вагоны также поступили в «Невское» и стали вместе с модернизированными вагонами Ем-501М/502М работать на Невско-Василеостровской линии метро.
Для создания удлинённых составов на восстановленной 23 июня 2004 года Кировско-Выборгской линии метро в конце февраля — начале марта 2004 года с Невско-Василеостровской на Кировско-Выборгскую линию метро был отправлен 51 вагон типов Ем, Ема и Емх, из них 43 в ТЧ-4 «Северное» и 7 в ТЧ-1 «Автово».
На данный момент в депо идёт неспешная замена вагонов типов Ем, Ема и Емх на вагоны 81-540/541 и их модификации. Освобождаемые вагоны передаются на Кировско-Выборгскую линию метро. На Невско-Василеостровской линии это уже вторая по счёту замена вагонов Ем и др. на подвижной состав 81-й серии.