Электровагоны типов 81-540.8/541.8


Электропоезд типа 81-540.8/541.8 на открытии станции «Комендантский проспект», Санкт-Петербург. Фото Алексея Неволина.

В 2004 году на вагоностроительном заводе имени Егорова по заказу Петербургского метрополитена были выпущены 19 новых метровагонов, имеющих некоторые отличия от базовой (на тот момент) модели для Петербурга — 81-540/541, в частности увеличенную кабину машиниста и применение пластиковых деталей не только для наружной облицовки кабины машиниста, но и для обшивки пассажирского салона. Головным метровагонам с данными конструктивными особенностями была присвоена модификация 81-540.8, промежуточным — 81-541.8.

Как уже упоминалось выше, для улучшения условий работы машинистов головные вагоны 81-540.8 получили более вместительную кабину с вентиляционной установкой, по конструкции схожую с кабиной метровагонов 81-540.1. Для экстренной эвакуации пассажиров из состава при возможных чрезвычайных ситуациях в кабине предусмотрена широкая дверь, ведущая в тоннель. Пульт управления в данных вагонах, к сожалению, выполнен очень неэргономично. На пульте установлен горизонтальный контроллер, аналогичный применямым на метровагонах типов Е и их модификациях.


Электропоезд типа 81-540.8/541.8 на станции «Ладожская», Санкт-Петербург. Фото Михаила Березина.

На электровагонах типа 81-540.8 применена новая схема размещения световых фар: 3 фары расположены над лобовым стеклом на одном уровне с красными габаритными огнями поезда, ещё две фары установлены под кузовом вагона на уровне автосцепки. Кабины машиниста вагонов №№10280-10284 получили угловатые формы, декорированные стеклопластиковыми накладками белого или синего цвета. На головных вагонах 81-540.8/541.8 №№10285-10286 установлена новая стеклопластиковая кабина, разработанная специально для метровагонов казанского метрополитена.

В метровагонах №№10280-10284, 11496-11503 панели из трудногорючего пластика бежевого и красного цветов появились в торцах пассажирских салонов, на боковых стенках сидений и наддверных люках. Обшивка пассажирских салонов вагонов №№10285-10286, 11504-11507 выполнена полностью из стеклопластиковых панелей. Оформление салона этих вагонов выполнено в зелёной гамме: в тёмно-зелёный цвет окрашены поручни, вентиляционные решётки и посты связи «Пассажир — машинист», в светло-зелёный — двери и обшивка салона. Установленные в пассажирском салоне антивандальные сидения также выполнены в стиле общего оформления салона. Межвагонные двери всех электровагонов 81-540.8/541.8 сделаны более широкими, над сцепными устройствами в межвагонном пространстве смонтированы небольшие порожки, предохраняющие пассажиров и работников метро от падения на путь при переходе из вагона в вагон.


Пассажирский салон вагона типа 81-540.8. Фото Романа Агапитова.

Составы из вагонов 81-540.8/541.8 в 2004 году поступили в петербургское электродепо «Выборгское». Восемнадцать метровагонов данной модификации были объединены в три состава, ещё один головной вагон стал резервным. Ниже приведена таблица, в которой описана составность, а также основные отличия вагонов 81-540.8/541.8 друг от друга.

Номер состава Головные вагоны Промежуточные вагоны Описание
1 10280-10281 11496-11499 Угловатая кабина с белыми пластиковыми накладками, некоторые детали пассажирского салона из стеклопластика.
2 10282-10283 11500-11503 Угловатая кабина с синими пластиковыми накладками, некоторые детали пассажирского салона из стеклопластика.
3 10285-10286 11504-11507 Новая стеклопластиковая кабина, пассажирский салон из стеклопластика.
Резервный вагон 10284 - Угловатая кабина с синими пластиковыми накладками, некоторые детали пассажирского салона из стеклопластика.

Данные метросоставы стали регулярно работать на Правобережной линии в преддверии пуска станции «Комендантский проспект», состоявшегося 2 апреля 2005 года. На основе вагонов, входящих в третий состав 81-540.8/541.8, для метрополитена Казани были разработаны метровагоны типов 81-553.3/554.3, оснащённые асинхронными двигателями чешского производства.

К оглавлению раздела