Электровагоны типов 81-540/541 и 81-540.7/541.7


Электропоезд типа 81-540/541 в депо «Невское», Санкт-Петербург. Фото Олега Бодня.

В связи с особенностями систем автоведения и автоматического регулирования скорости (АРС), применяемых на петербургском метрополитене, в 1997 году ЗАО «Вагонмаш» на базе вагонов 81-717.5/714.5 и 81-717.5М/714.5М разработало метровагоны типов 81-540 (головные) и 81-541 (промежуточные). Внешние отличия этих вагонов от метровагонов 81-717.5М/714.5М минимальны, основные различия заключаются в оборудовании для автоведения составов метро.

Вагоны типов 81-540 и 81-541 являются вагонами метрополитена в традиционном исполнении с тяговым приводом постоянного тока, предназначенными для эксплуатации в подземном метрополитене с возможностью кратковременного выезда на поверхность. Оба типа вагонов являются моторными, все оси вагонов ведущие. Головной вагон модели 81-540 имеет кабину управления, в промежуточном вагоне 81-541 кабины управления нет. Поезда из вагонов этих моделей могут формироваться любым числом вагонов, но не менее двух вагонов 81-540 по концам поезда. Метровагоны рассчитаны на электроснабжение от контактного (третьего) рельса напряжением 750 В постоянного тока.


Пассажирские сидения нового типа в салоне метровагона 81-541. Фото Олега Бодня.

Для тепло- и шумоизоляции кузова в пассажирском салоне используется бумажно-слоистый пластик, а в кабине управления — искусственная кожа и алюминиевый лист. Привод раздвижных дверей пневматический с централизованным электроуправлением из кабины машиниста. Для всех окон используются полированные закалённые стёкла толщиной 6 мм. Пассажирские салоны освещаются люминесцентными светильниками, предусмотрено и аварийное освещение. С 2001 года на вагоны типов 81-540/541 по желанию заказчика устанавливаются металлические сидения, обитые мебельной тканью. Вагоны оборудованы двумя системами вентиляции — естественной приточно-вытяжной и принудительно механической.

Метровагоны типов 81-540/541 снабжены тяговым электроприводом постоянного тока с системой плавного широтно-импульсного регулирования поля, рассчитанного на работу в тяговом режиме и в режиме электродинамического резисторного торможения со скорости 90 до 8 км/ч. В каждом вагоне установлено четыре тяговых электродвигателя с самовентиляцией (по два на тележку) мощностью по 110 кВт каждый. Помимо электродинамического резисторного торможения все колёса вагонов снабжены двухсторонним колодочным тормозом с пневмоприводом от индивидуальных тормозных цилиндров, а одно колесо тележки имеет также блок-тормоз с пружинным аккумулятором, используемый как стояночный.


Головной вагон типа 81-540.7 в депо «Невское», Санкт-Петербург. Фото Олега Бодня.

Кабина машиниста вагона метро типа 81-541 оборудована двусторонней радиосвязью с диспетчерским пунктом, устройством автоматической трансляции объявлений и дуплексным переговорным устройством машиниста с любым вагоном. Головной вагон имеет систему автоматического регулирования скорости (АРС). Вагоны приспособлены для установки системы автоматического ведения поезда.

Составы из вагонов 81-540/541 работают на Невско-Василеостровской и Правобережной линиях петербургского метро. Для других городов бывшего СССР ЗАО «Вагонмаш» продолжает производить метровагоны типов 81-717.5/714.5.

Некоторые характеристики вагонов типов 81-540/541

Начало выпуска 1997 год
Начало пассажирской эксплуатации 1997 год
Тара вагона, т. 34/33
Длина, мм. 19210
Ширина, мм. 2712
Высота, мм. 3650
Ширина дверного проема, мм. 1380
Конструкционная скорость, км/ч. 90
Ускорение, м/с2. 1,2
Замедление, м/с2. 1
Тип тормоза электродинамический
Мощность тяговых двигателей, кВт. 4х110
Диаметр колес, мм. 780
Вместимость вагона при плотности 10 чел/м2, чел. 308/330
Мест для сидения, шт. 40/44
Установленный срок службы, лет 35

В 2002 году на вагоностроительном заводе имени Егорова были выпущены вагоны метро типов 81-540.7/541.7 с изменённой системой управления тяговым приводом и стеклопластиковой облицовкой кабины машиниста. В пассажирских салонах вагонов 81-540.7/541.7 были установлены новые сидения и световые линии.

Составы из вагонов 81-540/541 и 81-540.7/541.7 работают на Невско-Василеостровской и Правобережной линиях петербургского метро. Для других городов бывшего СССР ЗАО «Вагонмаш» продолжает производить метровагоны типов 81-717.5М/714.5М.

При подготовке страницы использованы материалы ЗАО «Вагонмаш».

К оглавлению раздела