Электровагоны типов 81-553.1/554.1/555.1 («Славутич»)
Весной 2001 года на Киевский метрополитен поступил новый состав «Славутич» совместного производства ЗАО «Вагонмаш», фирмы «Шкода» (Чехия), и ГП «Киевский метрополитен». Этот поезд оснащён асинхронными тяговыми двигателями, работоспособность всего состава контролируется бортовыми компьютерами, расположенными в каждом вагоне. Все пять компьютеров соединены в сеть двумя независимыми оптическими каналами.
«Славутич» на обкаточной ветке депо «Оболонь». Фото Вадима Дзыгуна.
Состав состоит из пяти вагонов — двух головных (тип 81-553.1, №№10247-10248), двух промежуточных моторных (тип 81-554.1, №№11434-11435) и одного прицепного (тип 81-555.1, №11436) и собран по схеме Г-М-П-М-Г. Он приписан к депо «Оболонь» и эксплуатируется на Сырецко-Печерской линии, так как на ней установлена система АРС «Днепр», совместимая с программным обеспечением состава.
Кабина машиниста имеет двери с обоих сторон. На панели управления находятся спидометр, монитор и два контроллера в виде джойстиков. На спидометр выводится не только скорость, но и показания АРС. Монитор с сенсорным экраном. В состоянии, когда кабина является ведущей, на него выведены напряжение на контактном рельсе, напряжение бортовой сети, давление в тормозной системе каждого вагона и линейный индикатор «ускорение-замедление». Кроме этого, на мониторе может отображаться практически вся информация по составу — неполадки, режимы работы оборудования в составе, прочее.
По конструкции кузова вагоны «Славутича» схожи с метровагонами типов 81-717/714, однако имеются и отличия. На головных электровагонах типа 81-553.1 установлена передняя стеклопластиковая маска, разработанная в Чехии для модернизации пражских метровагонов типов 81-717.1/714.1. Сцепки между вагонами состава нестандартные. Поэтому нельзя заменить один вагон «Славутича» вагоном из другого состава или резервным. Внешние сцепные устройства сделаны стандартными для возможности транспортировки состава в экстренных случаях.
Для вентиляции пассажирского салона используются привычные вентиляционные черпаки, которые снаружи прикрыты декоративной планкой. Салоны головных и промежуточных моторных вагонов идентичны салонам стандартных метровагонов: сидения расположены вдоль оси вагона, отделаны красным велюром. Салон прицепного вагона отличается от остальных, в нём часть сидений расположена перпендикулярно оси вагона.
Интерьер промежуточного прицепного вагона. Фото Вадима Дзыгуна.
Двери между вагонами могут быть открыты из кабины машиниста. Также есть контроль открытия торцевых дверей. Двери для пассажиров имеют электрический, а не пневматический привод. Если одна из створок не может полностью закрыться, то открывается только эта створка, а не двери во всём составе, причём машинист в этом не принимает никакого участия.
29 марта 2002 года состоялась официальная презентация состава «Славутич». Первый рейс поезда был совершён от станции «Героев Днепра» до станции «Лыбедская». На данный момент испытания «Славутича» окончены, и он признан пригодным для серийного производства. Однако в реальности состав требует доработки, на что у киевского метрополитена, по-видимому, нет ни средств, ни желания. Поэтому «Славутич» появляется на Сырецко-Печерской линии киевской «подземки» довольно нерегулярно, а в Киев продолжает покупать у завода имени Егорова привычные для него вагоны метро типов 81-717.5/714.5.
Эти и некоторые другие фотографии «Славутича» вы можете посмотреть на сайте «Киевское метро».
Некоторые характеристики вагонов типов 81-553.1/554.1/555.1
Начало выпуска | 2000 год |
Начало пассажирской эксплуатации | 2002 год |
Тара вагона, т. | 32,5/30,9/27 |
Длина вагона, мм. | 19210 |
Ширина вагона, мм. | 2700 |
Высота вагона, мм. | 3650 |
Ширина дверного проема, мм. | 1380 |
Конструкционная скорость, км/ч. | 80 |
Ускорение, м/с2. | 1,3 |
Замедление, м/с2. | 1,15 |
Тип тормоза | электродинамический |
Мощность тяговых двигателей, кВт | 4х170 |
Вместимость (при плотности 10 чел/м2), чел. | 308/330 |
Мест для сидения | 40/44/40 |
Уровень шума, дБ(А) | 75 |
Большое спасибо Вадиму Дзыгуну и Денису Трофимову за помощь в подготовке материала.