Опытные электровагоны типов 81-7021/7022
Вопрос о разработке электропоезда оригинальной конструкции специально для нужд киевского метрополитена впервые был поднят ещё в конце 1990-х годов. В результате в 2000 году был создан метросостав «Славутич», серийное производство которого налажено не было. Киевский метрополитен продолжил закупки стандартных поездов типов 81-717/714 российского производства, но при этом в 2003 году начались работы по созданию первого украинского метросостава.
Проектированием и изготовлением метровагонов на Украине занялся Крюковский вагоностроительный завод (г. Кременчуг Полтавской области), имеющий большой опыт создания железнодорожного подвижного состава, а также изготавливающий эскалаторы. По заказу киевского метрополитена в 2005 году были спроектированы абсолютно новые кузова вагонов, созданные с применением низколегированной стали и стеклопластика (декоративные маски на головных вагонах). Благодаря использованию цельнотянутых листов для наружной обшивки кузова, вклеенных стёкол и прислонно-сдвижных дверей (аналогичных применяемым на вагонах метро типов 81-740/741) крюковские метровагоны получили современный внешний дизайн. Компоновка новых электровагонов осталась прежней: в каждом вагоне сделано по 4 дверных проёма, находящихся на равном расстоянии друг от друга.
Первоначальный компьютерный эскиз поезда 81-7021/7022.
Пассажирские салоны новых украинских вагонов метро отделаны металлом в оранжево-жёлтой молотковой эмали, имеют две световые линии, яркие оранжевые поручни и сидения, обитые мягкой тканью. Высота сидений составляет 45 сантиметров - аналогично типу Е. В торцах головных вагонов — предусмотрены специальные места для инвалидных колясок. Вентиляция салонов — принудительная, снабжённая подпиткой от аккумуляторных батарей на случай отключения электричества. Отсутствие естественной вентиляции и наличие вклеенных стеклопакетов гарантируют надёжную шумо- и теплоизоляцию пассажирских салонов. Двери вагонов могут быть открыты как машинистом, так и пассажирами; для этого внутри и снаружи метровагонов установлены специальные кнопки открывания дверей. За порядком в вагонах и вокруг них следит специальная система видеонаблюдения, выводящая на монитор в кабине машиниста изображения с 9 (!) видеокамер. Для информирования пассажиров в новых вагонах метро планируется использовать современные аудио- и видеосистемы.
Кабина машиниста снабжена всеми необходимыми приборами для ведения состава, связи с диспетчером и ликвидации внештатных ситуаций, а также специальной климатической установкой и саморегулирующимся креслом машиниста. Ходовая часть и электрооборудование метровагонов аналогичны применяемым на «номерных» составах мытищинского и петербургского производства.
Первые два вагона метро, изготовленных на Крюковском заводе, были продемонстрированы широкой общественности на открытии станции метро «Бориспольская», состоявшемся 24 августа 2005 года. 26 января 2006 года пятивагонный состав был передан киевскому метрополитену на доработку и испытания. Головные вагоны получили обозначение 81-7021 и бортовые номера 21001-21002, промежуточные — 81-7022 и 22001-22003 соответственно. Таким образом, крюковские вагоностроители выделили свой номерной диапазон для нумерации метровагонов, при этом, однако, использовав нестандартное обозначение типа подвижного состава.
Первоначально новые метровагоны были окрашены в оранжевый, чёрный и красный цвета, однако к началу 2006 года они были перекрашены в сочетание голубого, чёрного и белого цветов. В таком виде вагоны 81-7021/7022 и поступили на испытания в электродепо «Дарница». 17 июня 2006 года опытный метропоезд после очередной доработки на заводе был передан в электродепо «Оболонь». На данный момент продолжаются его испытания, а также идёт работа над вторым метросоставом, который планируется оснастить асинхронными двигателями.
Большое спасибо Сергею Добрицкому за помощь в подготовке материала.