Электровагоны типов 81-717/714 и 81-717.5/714.5
Состав из вагонов 81-717/714 на станции «Академика Павлова» Харьковского метрополитена. Фото Михаила Кончица.
Продолжением работ по модернизации вагонов типа Е стала разработка вагонов типа 81-717/714, впервые в истории отечественного метровагоностроения не получившими буквенного обозначения. В первой половине 1977 года на Московском метрополитене проходил испытания поезд из головных и промежуточных вагонов, изготовленных на Мытищинском машиностроительном заводе. Вагоны серии 81-717 — головные с кабинами управления, а вагоны 81-714 — промежуточные без кабин управления. Оба вида вагонов являются моторными.
Новая электрическая схема обеспечивала снижение расхода электроэнергии на 5-6%. Изменились архитектура и интерьер вагонов, усовершенствована конструкция тележки вагона. Для улучшения комфортабельности в салонах применялось люминесцентное освещение, а в дальнейшем планировалось введение принудительной вентиляции.
За счёт того, что промежуточные вагоны не имели кабины машиниста, была увеличена их вместимость, в общей сложности провозная способность поезда увеличилась на 10%. Салон вагонов отделан трудносгораемым декоративным пластиком. Вспомогательные цепи получают питание от блока питания собственных нужд (БПСН). Сконструирован новый пульт управления, на котором смонтированы практически все приборы управления поездом. Вагоны выпускались с устройствами автоматического регулирования скорости и экстренной связи пассажиров с машинистом. Тяговый двигатель имел мощность 110 кВт, что позволяло развивать скорость на прямых участках пути до 90 км/ч.
Начиная с 1980 года на их производство перешёл и вагоностроительный завод имени И.Е. Егорова.
Опыт первых лет эксплуатации позволил выявить некоторые слабые узлы и осуществить модернизацию этих вагонов, позволившую повысить их надёжность. В мероприятиях по улучшению конструкций вагонов метрополитена уделялось, в частности, пожарной безопасности.
Начиная с 1982 года все выпускавшиеся и проходившие капитальный ремонт второго объёма вагоны оборудовали трудносгораемым пластиком внутри салона. Кроме того, заводы промышленности полностью перешли на выпуск вагонов с металлическими ящиками для аккумуляторных батарей. Пускотормозные резисторы типа КФ-47-А8 заменялись на более совершенные, допускающие повышенный нагрев КФ-47А-11.
На части вагонов типов 81-717 и 81-714 выпуска 1983 года для улучшения условий работы линейного контактора ЛК-2 в цепь управления сбором силовой схемы введены его блок-контакторы. В том же году для улучшения коммутационных процессов в мостовом переходе силовой схемы перед переходными (мостовыми) контакторами начали устанавливать кремниевые вентили.
Для улучшения работы электрического оборудования начиная с 1984 года на вагонах типа 81-717 устанавливали оборудование под быстродействующую и дифференциальную защиту схемы включения тяговых двигателей. Одновременно на этих вагонах изменена низковольтная электрическая схема, благодаря чему повышена надежность ее элементов.
За годы серийного производства вагонов 81-717 изменилось расположение кнопок и выключателей, стеклоочистителей окон лобовой части кабины машиниста, улучшилась система раздачи воздуха от принудительной вентиляции. Постоянно совершенствовалась и схема привязки электрических цепей к поездной аппаратуре автоматического управления поездами и автоматического регулирования скорости.
В 1987 году в целях дальнейшего повышения надёжности моторвагонного подвижного состава на Московском метрополитене проводились эксплуатационные испытания вагонов, оборудованных блоками питания собственных нужд с частотой напряжения 150 Гц, электроконтактными коробками междувагонного соединения, выполненными на базе штепсельных разъёмов 7Р-52. Такие усовершенствования дали хороший эффект, и начиная с №0154 все вагоны 81-717 Мытищинского завода начали выпускаться с этой комплектацией, получив, как и опытный вагон №0129, обозначение 81-717.5. Соответственно, модифицированные вагоны 81-714 получили обозначение 81-714.5. На вагонах 81-717.5 и 81-714.5 устанавливались тележки повышенной надёжности, пожаробезопасное электрооборудование, внедрена система сигнализации и пожаротушения.
Последние вагоны 81-717 и 81-714 были выпущены в 1988 году. В 1992 году один из вагонов типа 81-717 в Московском метрополитене переоборудовали в дефектоскоп.
Некоторые характеристики вагонов типов 81-717/714
Годы выпуска | 1977-1988 |
Начало пассажирской эксплуатации | 1978 год |
Тара вагона, т. | 34/33,5 |
Длина, мм. | 19206 |
Ширина, мм. | 2670 |
Высота, мм. | 3650 |
Ширина дверного проема, мм. | 1380 |
Конструкционная скорость, км/ч. | 90 |
Ускорение, м/с2. | 1,1 |
Замедление, м/с2. | 1,2 |
Тип тормоза | электродинамический |
Мощность тяговых двигателей, кВт. | 4х110 |
Диаметр колес, мм. | 780 |
Вместимость вагона при плотности 10 чел/м2, чел. | 308/330 |
Мест для сидения, шт. | 40/44 |
Установленный срок службы, лет | 35 |
При подготовке страницы использованы материалы из книги В.П. Калиничева «Метрополитены» и юбилейного издания ОАО «Метровагонмаш» «Ровесник века».