Электровагоны типов 81-717/714 и 81-717.5/714.5


Состав из вагонов 81-717/714 на станции «Академика Павлова» Харьковского метрополитена. Фото Михаила Кончица.

Продолжением работ по модернизации вагонов типа Е стала разработка вагонов типа 81-717/714, впервые в истории отечественного метровагоностроения не получившими буквенного обозначения. В первой половине 1977 года на Московском метрополитене проходил испытания поезд из головных и промежуточных вагонов, изготовленных на Мытищинском машиностроительном заводе. Вагоны серии 81-717 — головные с кабинами управления, а вагоны 81-714 — промежуточные без кабин управления. Оба вида вагонов являются моторными.

Новая электрическая схема обеспечивала снижение расхода электроэнергии на 5-6%. Изменились архитектура и интерьер вагонов, усовершенствована конструкция тележки вагона. Для улучшения комфортабельности в салонах применялось люминесцентное освещение, а в дальнейшем планировалось введение принудительной вентиляции.

За счёт того, что промежуточные вагоны не имели кабины машиниста, была увеличена их вместимость, в общей сложности провозная способность поезда увеличилась на 10%. Салон вагонов отделан трудносгораемым декоративным пластиком. Вспомогательные цепи получают питание от блока питания собственных нужд (БПСН). Сконструирован новый пульт управления, на котором смонтированы практически все приборы управления поездом. Вагоны выпускались с устройствами автоматического регулирования скорости и экстренной связи пассажиров с машинистом. Тяговый двигатель имел мощность 110 кВт, что позволяло развивать скорость на прямых участках пути до 90 км/ч.

Начиная с 1980 года на их производство перешёл и вагоностроительный завод имени И.Е. Егорова.

Опыт первых лет эксплуатации позволил выявить некоторые слабые узлы и осуществить модернизацию этих вагонов, позволившую повысить их надёжность. В мероприятиях по улучшению конструкций вагонов метрополитена уделялось, в частности, пожарной безопасности.

Начиная с 1982 года все выпускавшиеся и проходившие капитальный ремонт второго объёма вагоны оборудовали трудносгораемым пластиком внутри салона. Кроме того, заводы промышленности полностью перешли на выпуск вагонов с металлическими ящиками для аккумуляторных батарей. Пускотормозные резисторы типа КФ-47-А8 заменялись на более совершенные, допускающие повышенный нагрев КФ-47А-11.


Состав из вагонов 81-717/714 в тоннеле минского метрополитена.

На части вагонов типов 81-717 и 81-714 выпуска 1983 года для улучшения условий работы линейного контактора ЛК-2 в цепь управления сбором силовой схемы введены его блок-контакторы. В том же году для улучшения коммутационных процессов в мостовом переходе силовой схемы перед переходными (мостовыми) контакторами начали устанавливать кремниевые вентили.

Для улучшения работы электрического оборудования начиная с 1984 года на вагонах типа 81-717 устанавливали оборудование под быстродействующую и дифференциальную защиту схемы включения тяговых двигателей. Одновременно на этих вагонах изменена низковольтная электрическая схема, благодаря чему повышена надежность ее элементов.

За годы серийного производства вагонов 81-717 изменилось расположение кнопок и выключателей, стеклоочистителей окон лобовой части кабины машиниста, улучшилась система раздачи воздуха от принудительной вентиляции. Постоянно совершенствовалась и схема привязки электрических цепей к поездной аппаратуре автоматического управления поездами и автоматического регулирования скорости.


Вагоны 81-714.5 в депо «Сокол». Фото Михаила Кончица.

В 1987 году в целях дальнейшего повышения надёжности моторвагонного подвижного состава на Московском метрополитене проводились эксплуатационные испытания вагонов, оборудованных блоками питания собственных нужд с частотой напряжения 150 Гц, электроконтактными коробками междувагонного соединения, выполненными на базе штепсельных разъёмов 7Р-52. Такие усовершенствования дали хороший эффект, и начиная с №0154 все вагоны 81-717 Мытищинского завода начали выпускаться с этой комплектацией, получив, как и опытный вагон №0129, обозначение 81-717.5. Соответственно, модифицированные вагоны 81-714 получили обозначение 81-714.5. На вагонах 81-717.5 и 81-714.5 устанавливались тележки повышенной надёжности, пожаробезопасное электрооборудование, внедрена система сигнализации и пожаротушения.

Последние вагоны 81-717 и 81-714 были выпущены в 1988 году. В 1992 году один из вагонов типа 81-717 в Московском метрополитене переоборудовали в дефектоскоп.


Салон вагона типа 81-717. Фото Дмитрия Лазарева.

Некоторые характеристики вагонов типов 81-717/714

Годы выпуска 1977-1988
Начало пассажирской эксплуатации 1978 год
Тара вагона, т. 34/33,5
Длина, мм. 19206
Ширина, мм. 2670
Высота, мм. 3650
Ширина дверного проема, мм. 1380
Конструкционная скорость, км/ч. 90
Ускорение, м/с2. 1,1
Замедление, м/с2. 1,2
Тип тормоза электродинамический
Мощность тяговых двигателей, кВт. 4х110
Диаметр колес, мм. 780
Вместимость вагона при плотности 10 чел/м2, чел. 308/330
Мест для сидения, шт. 40/44
Установленный срок службы, лет 35

При подготовке страницы использованы материалы из книги В.П. Калиничева «Метрополитены» и юбилейного издания ОАО «Метровагонмаш» «Ровесник века».

К оглавлению раздела