Опытные электровагоны типов ЭС-720/719 и 81-720.1/721.1
Опытный вагон типа 81-720.1 на выезде из депо «Калужское». Фото Александра Шанина.
Прежде чем вагоны нового типа появляются перед изумлёнными (или озадаченными) взорами пассажиров, «новички» проходят большое количество опытных испытаний на заводе, в депо и на линиях метрополитена (обычно в ночное или «непиковое» время). Причём не всем вагонам удаётся эти испытания пройти, а счастливчики, прошедшие испытания, зачастую отправляются обратно на завод из-за того, что масса внесённых во время испытаний изменений в конструкцию опытных вагонов делает их несовместимыми с серийными вагонами того же типа. На заводе эти вагоны или перестраивают в серийные, или, к сожалению, разбирают на части.
Опытные вагоны типов ЭС-720/719
В 1989 году ленинградский завод имени Егорова (ныне — ЗАО «Вагонмаш») выпустил опытный метросостав, состоящий из головных вагонов типа ЭС-720 №№8922, 8929 и промежуточного вагона ЭС-719 №8277, оснащённых асинхронными двигателями. По конструкции кузова опытные вагоны практически не отличались от выпускаемых в то время метровагонов 81-717.5/714.5, но имели другую окраску. Метровагоны типов ЭС-720/719 были ярко-синими со светло-серыми дверьми, лобовая часть головных вагонов ЭС-719 была окрашена в белый цвет.
После испытаний в ленинградском, а затем и в петербургском метрополитене опытные вагоны были отправлены обратно на завод, и в 1998 году их переоборудовали в стандартные вагоны типов 81-540/541, присвоив им новые бортовые номера 10225, 10226 и 11406 соответственно. Эти вагоны курсируют по Правобережной линии петербургского метро с января 1999 года.
Опытные вагоны типов 81-720.1/721.1
В 1990 году на заводе имени Егорова был создан метросостав, в который вошли вагоны метро типов 81-720.1/721.1 №№10036-10037, 11027-11028. В этом составе был только один опытный вагон — №10037, остальные три метровагона были вагонами сопровождения, необходимыми для обкатки и тестирования состава. Электровагон №10037 имел нестандартную конструкцию кузова и новое электрооборудование, в частности — асинхронные двигатели.
Вагоны метро типов 81-720.1/721.1 были разработаны на Мытищинском машиностроительном заводе, на что указывает цифра «7» в заводском обозначении, состав был изготовлен в Ленинграде, а испытания метровагонов проходили в Москве в депо «Калужское». На данный момент вагоны типов 81-720.1/721.1 отстранены от эксплуатации, электровагон №10037 находится в московском электродепо «Северное», вагоны №№10036, 11027-11028 — в электродепо «Новогиреево».
Результаты испытаний
Результатами этих испытаний стали два метросостава, выпущенных в 1992 году. Первым был опытный состав вагонов типа 81-720/721 («Яуза») Мытищинского машиностроительного завода; вторым — разработка завода имени Егорова, состав из вагонов типов 81-550/551/552.