Электровагоны типа Б
Вагоны типа Б на Мытищинском машиностроительном заводе.
В связи с задержкой проектирования и изготовления для линий второй очереди Московского метрополитена новых электровагонов типа Г было принято решение несколько усовершенствовать вагоны типа А и продолжить их выпуск. По принятой на магистральных железных дорогах системе обозначения серий локомотивов следовало бы сохранить в обозначении типа букву А и только добавить к ней индекс, характеризующий проведенные изменения; однако модернизированным электровагонам типа А было присвоено обозначение типа Б. Моторные электровагоны типа Б получили номера 60 и выше, прицепные — 1060 и выше.
Габаритные размеры, составность секции (моторный и прицепной электровагоны), колесные пары, тяговые электродвигатели и мотор-компрессоры секций типов Б и А были одинаковы, а остальное оборудование имело лишь небольшие различия. К основным изменениям на электровагонах типа Б по сравнению с вагонами типа А относились:
- усиление вентиляции пассажирских помещений за счет увеличения количества черпаков с каждой стороны кузова с 16 до 20 и расположения черпаков с каждой стороны вагона только в одну сторону, что обеспечивало более равномерный обмен воздуха по всему салону; с электровагонов №75 и №1075 стали устанавливаться черпаки больших размеров с направляющими лопатками;
- увеличение длины рессорных пластин тягового аппарата автосцепок, что уменьшило силу воздействия на аппарат при сцепке вагонов;
- замена воздухораспределителей №75 на более совершенные №75М;
- применение аварийного освещения и сигнализации закрытия дверей (ранее были введены на вагоне типа А №1053);
- постановка дополнительных косынок в углах рам тележек для повышения их прочности; введение изменений в конструкцию рычажной передачи тормозов, применение тормозных цилиндров меньшего диаметра (12'');
- для улучшения вписывания электровагонов в кривые замена центральных плоских опор кузова на тележке на сферические.
Вагоны типа Б на станции «Измайловский парк». Фотография из книги «Слово о Москве» (Москва, ОГИЗ. 1947 г.).
В связи с уменьшением на линиях второй очереди Московского метрополитена воздушных промежутков между контактными рельсами с 33 до 16 метров все четыре токоприемника секций типа Б устанавливались только на моторном вагоне: по одному токоприемнику ТР-1Б на каждой стороне тележки. Отдельные изменения в цепях управления обусловили замену контроллеров машиниста КВ-2А на КВ-2Г; ящики с злектропневматическими контакторами силовых цепей ЛК-750Б, ЯК-6Д и ЯК-бЕ были заменены соответственно на ЛК-750В (с контакторами ПК-750М), ЯК-6К и ЯК-6Л (с контакторами ПК-750Ж), а вместо ящиков с электромагнитными контакторами вспомогательных цепей ЯК-4А-1 стали устанавливаться ящики ЯК-4Б-1.
Вагоны типа Б строились Мытищинским вагоностроительным заводом с октября 1937 года по январь 1939 года; всего было выпущено 162 вагона:
Год выпуска | Количество построенных вагонов типа Б | Номера вагонов | ||
---|---|---|---|---|
Всего | Моторных | Прицепных | ||
1937 | 36 | 18 | 60-77 | |
18 | 1060-1077 | |||
1938 | 120 | 60 | 78-137 | |
60 | 1078-1137 | |||
1939 | 6 | 3 | 138-140 | |
3 | 1138-1140 |
После окончания войны в связи с недостатком моторных вагонов прицепной эпектровагон №1140 на Московском метрополитене был переоборудован в моторный вагон №141. В 1953 году он был переделан снова в прицепной и получил прежний номер.
Электровагоны типа Б (первые десять секций) первоначально поступили на линию «Сокольники» — «Центральный парк культуры и отдыха им. Горького». С 13 марта 1938 года вагоны этого типа стали выполнять перевозки на участке «Курская» — «Площадь Революции» — «Киевская», а с 11 сентября 1938 года основное их количество начало эксплуатироваться на участке «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Начиная с 1950 года, вагоны типа Б были сосредоточены в новом электродепо «Измайлово», которое обслуживало Арбатско-Покровскую линию («Измайловская» — «Киевская»).
В начале 1947 года под находившиеся в эксплуатации моторные вагоны типа Б №60 и №107 были подкачены тележки типа У, до этого успешно работавшие на моторных вагонах типа А. Начиная с середины 1947 года, Мытищинский завод, незадолго до этого переименованный из вагоностроительного в машиностроительный, совместно с Московским метрополитеном проводил в массовом порядке замену старых тележек всех моторных вагонов типов А и Б на тележки типа УБ, которая была завершена в 1951 году. В 1951-1956 годах. аналогичная замена была произведена на прицепных вагонах тех же типов. Их тележки, не имевшие кронштейнов под установку тяговых электродвигателей, получили наименование УБп.
В отличие от тележек типа У, у тележек УБ и УБп были пружины надбуксового подвешивания, с иными характеристиками и унифицированные рамы. Тележки типа УБ, имевшие соответствующие конструктивные изменения для установки под новые серийно изготавливаемые вагоны типа Г, получили наименование УГ. Масса тележек УБ с оборудованием составляла 13,6 т.
В дальнейшем колесные пары моторных вагонов типов А и Б были приближены по конструкции к колесным парам вагонов типа Г; в частности, в них также стали использоваться цельнокатаные безбандажные колеса. Токоприемники ТР-1А и ТР-1Б заменялись токоприемниками ТР-2В, устанавливавшимися на всех модификациях тележек типа У.
Поезда с электровагонами типа Б, также как и с вагонами типа А, имели при разгоне (торможении) ускорение (замедление) 0,65-0,7 м/с2.
В.А. Раков. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955 гг.
Некоторые характеристики вагонов типа Б
Годы выпуска | 1937-1939 |
Годы эксплуатации | 1937-1976 |
Тара моторного вагона, т. | 51,7 |
Тара прицепного вагона, т. | 36 |
Длина, мм. | 18916 |
Ширина, мм. | 2700 |
Высота, мм. | 3700 |
Ширина дверного проёма, мм. | 1380 |
Конструкционная скорость, км/ч. | 65 |
Ускорение, м/с2. | 0,7 |
Замедление, м/с2. | 0,7 |
Тип тормоза | механический |
Вместимость вагона при плотности 10 чел/м2, чел. | 264 |
Установленный срок службы, лет | 50 |