Электровагоны типов Ем-501, Ема-502 и Емх-503
Электропоезда из вагонов Ем-501 и Ема-502 в депо «Автово».
Фото из книги «Метрополитен Северной столицы» (Санкт-Петербург, 1995 г.)
Ленинградский вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова, выпуская вагоны типов Ем, Ема, Емх по чертежам Мытищинского машиностроительного завода, одновременно вёл некоторую переработку этих чертежей в части конструкции кузова. В ноябре 1969 года завод имени Егорова изготовил по изменённым чертежам опытный вагон Ем-501 №3894. У нового вагона была значительно улучшена внутренняя отделка, под вагон подкатили тележки с неусиленными рамами, на нём было применено электрическое и пневматическое оборудование вагонов типа Ем.
В 1971 году завод имени И.Е. Егорова перешёл на выпуск для Ленинградского метрополитена вместо вагонов типов Ем, Ема и Емх промежуточных вагонов типа Ем-501 (заводское обозначение 81-501), головных вагонов типа Ема-502 (81-502) и хвостовых типа Емх-503 (81-503) с кузовами, как у вагона №3894, но имевшими в отличие от последнего выше подоконного пояса три гофра вместо двух. Такие вагоны выпускались с усиленными тележками вагонов типа Еж.
Всего за период 1969-1975 гг. завод имени Егорова изготовил 202 вагона типа Ем-501, 80 типа Ема-502 и 22 типа Емх-503. Изготовление вагонов типа Ем-501 продолжалось до 1978 года, а типа Ема-502 — до 1980 года включительно.
Выпуск электровагонов типов Ем-501, Ема-502 и Емх-503:
Год выпуска | Вагоны типа Ем-501 | Вагоны типа Ема-502 | Вагоны типа Емх-503 | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Количество | Номера | Количество | Номера | Количество | Номера | |
1969 | 1 | 3894 | - | - | - | - |
1971 | 40 | 6027-6046, 6067-6086 |
10 | 6047, 6049, 6051, 6053, 6055, 6057, 6059, 6061, 6063, 6065 |
10 | 6048, 6050, 6052, 6054, 6056, 6058, 6060, 6062, 6064, 6066 |
1972 | 22 | 6087-6089, 6095-6099, 6105-6109, 6115-6120, 6125, 6127-6128 |
8 | 6091, 6093, 6101, 6103, 6111, 6113, 6121, 6123 |
12 | 6090, 6092, 6094, 6100, 6102, 6104 6110, 6112, 6114, 6122, 6124, 6126 |
1973 | 84 | 6252-6312, 6315-6337 | 2 | 6313-6314 | - | - |
1974 | - | - | 60 | 6338-6397 | - | - |
1975 | 55 | 6558-6612 | - | - | - | - |
1976 | 25 | 6633-6657 | 20 | 6613-6632 | - | - |
1977 | 34 | 6875-6908(?) | - | - | - | - |
1978 | 57 | 6909(?)-6965 | 26 | 6966-6991 | - | - |
1979 | - | - | 104 | 7092-7195 | - | - |
1980 | - | - | 6 | 7196-7201 | - | - |
Итого | 318 | 236 | 22 |
Вагоны типа Емх-503 с 1973 года не выпускались, так как в связи с некоторыми изменениями в системе автоведения в голову и хвост составов начали ставить два одинаковых головных вагона типа Ема-502. Для удобства размещения поездных устройств автоведения и радиооборудования эти вагоны, как и вагоны типов Ечс и Еж3, оборудовались отсеками вместо шкафов. Вагоны типов Ем-501 (с №6252) и Ема-502 (с №6313) выпускались с электрической схемой резервного управления поездом, выполненной по ленинградскому варианту. При этом принципиальная электрическая схема вагонов стала соответствовать новому чертежу №ОТД-355-029. В дальнейшем схемой резервного управления поездом по ленинградскому варианту были оборудованы все ранее построенные вагоны типов Ем, Ема и Емх.
Выпущенные в декабре 1973 года два вагона типа Ема-502 №6313-6314 в 1974 году в депо «Автово» Ленинградского метрополитена были оборудованы комплексной системой автоматического управления поездами (КСАУП), включающей системы автоведения и автоматического регулирования скорости (АРС). В отличие от комплексной системы, установленной на вагонах типа ЕжЗ, на этих вагонах системы автоведения и АРС имели общую исполнительную аппаратуру управления поездом, а также созданную по иным принципам аппаратуру сравнения заданной и фактической скоростей движения поезда.
В связи с отсутствием на вагонах типов Ем-501 и Ема-502 тиристорно-импульсного регулирования возбуждения тяговых электродвигателей, применяемого на вагонах типа Еж3 и способствующего эффективному торможению под управлением АРС независимо от скорости движения, в функцию КСАУП входило ограничение тормозного эффекта при высоких скоростях для предотвращения кругового огня по коллекторам тяговых электродвигателей. В отличие от САММ, остановка поездов при КСАУП осуществлялась с помощью так называемых активных датчиков, получавших команды с центрального пункта.
С января 1974 года часть, а с середины 1975 года все вагоны (начиная с №6558) типов Ем-501 и Ема-502 выпускались оборудованными системой КСАУП.
На первых вагонах типа Ем-501 питание цепей управления и систем автоматики (в том числе и автоведения) обеспечивала общая аккумуляторная батарея 56НКН-60, позднее (на вагонах с №6031) вместо неё устанавливалась батарея 56НКН-80.
В 1971-1972 гг. завод им. И.Е. Егорова выпускал для Ленинградского метрополитена вагоны типов Ем-501, Ема-502 и Емх-503, оборудованные системой автоведения ПМСАУП. По мере продления Московско-Петроградской линии эти вагоны направлялись в депо «Автово», а затем в открытое в начале 1973 года депо «Московское». Вагоны типов Ем-501 и Ема-502 выпуска 1973-1975 гг. также поступили в депо «Автово» в основном для эксплуатации на Кировско-Выборгской линии, оборудованной КСАУП.
С августа 1973 года на всех вагонах типов Ем-501, Ема-502, Ем-508Т с №6290 (кроме вагонов №№6301, 6326, 6332-6333, 6336) устанавливались усиленные пружины центрального рессорного подвешивания, а с 1974 года на вагонах №№6382-6385, 6393-6395, 6397 и выше — малогабаритные крышки букс, как на вагонах типа Еж3. Для удобства расположения приёмных катушек АРС под вагоны с №6437 подкатывались тележки с изменённым, как и на вагонах типа Еж3, расположением оттормаживающих пружин колодок.
Вагоны типов Ем-501, Ема-502 и Емх-503 можно сцеплять только с вагонами типов Ем, Ема и Емх. Вагон типа Ем-502 №6374 был переделан на Ленинградском метрополитене в лабораторию АРС.
В.А. Раков. Локомотивы отечественных железных дорог 1956-1975 гг.
Некоторые характеристики вагонов типов Ем-501, Ема-502 и Емх-503
Годы выпуска | 1969-1980 |
Начало пассажирской эксплуатации | 1971 год |
Тара вагона, т. | 32,2 |
Длина, мм. | 19210 |
Ширина, мм. | 2700 |
Высота, мм. | 3695 |
Конструкционная скорость, км/ч. | 90 |
Ускорение, м/с2. | 1,2 |
Замедление, м/с2. | 1,1 |
Тип тормоза | электродинамический |
Мощность тяговых двигателей, кВт. | 4х68 |
Диаметр колес, мм. | 780 |
Вместимость вагона при плотности 10 чел/м2, чел. | 264 |
Мест для сидения, шт. | 40 |