Электровагоны типов Ем, Ема и Емх
Первый вагон Ем, выпущенный на заводе имени Егорова. Фото из книги Е. Васильевой «Мы — егоровцы» (Лениздат, 1974 г.).
Вагоны типа Е имели изменённое по сравнению с вагонами типа Д расстояние между боковыми раздвижными дверями и поэтому не подходили для станций закрытого типа Ленинградского метрополитена. Кроме того, вагоны типа Е не были оборудованы системой автоведения для более точной остановки на таких станциях.
В связи с этим Мытищинский машиностроительный завод перепроектировал вагоны типа Е, создав три новых типа вагонов: головные вагоны типа Ема (заводское обозначение 81-705), оборудованные аппаратами автоведения системы ПМСАУП и устройствами приёма сигналов от путевых датчиков; хвостовые вагоны типа Емх (заводское обозначение 81-706), имеющие только устройства для включения и выключения аппаратов автоведения головных вагонов; промежуточные вагоны типа Ем (заводское обозначение 81-704). У вагонов всех трёх типов были сохранены кабины управления. Опытный состав из головного вагона Ема №3704, промежуточных вагонов Ем №№3701, 3702 и хвостового вагона Емх №3705 был изготовлен заводом в декабре 1966 года. Изменение расстояний между осями дверных проемов, уменьшение промежутка между ними и диванами пассажирского салона, увеличение длины кузова до 18810 мм. (длина вагона по осям автосцепок возросла до 19210 мм.) позволили увеличить число мест для сидения до 42. Тележки у опытных вагонов типов Ем, Ема и Емх были такие же, как и у вагонов типа Е постройки 1966 года. Сохранилось также основное электрическое оборудование вагонов; в цепи тяговых электродвигателей был добавлен лишь дополнительный резистор для смягчения тормозного усилия при переходе с торможения на выбег, что повлекло за собой установку дополнительного линейного контактора, размещенного в новом ящике ЛК-756А, и изменение пуско-тормозных резисторов, которые получили обозначение КФ-47А-1. При этом резисторы ослабления возбуждения были включены в комплект с пуско-тормозными резисторами.
Введение в цепи управления тяговыми электродвигателями дополнительных кулачковых элементов, необходимых при работе вагонов в режиме автоведения, привело к изменению реостатного контроллера и переключателя положений, получивших обозначения соответственно ЭКГ-17В и ЭКГ-18В. По той же причине вместо контроллеров машиниста КВ-40А были применены контроллеры КВ-47А; ящики с реле и электромагнитными контакторами получили новые обозначения соответственно ЯР-15А и ЯК-35А.
На опытных вагонах вместо аккумуляторной батареи 56НКН-45 была поставлена батарея большей ёмкости 56НКН-60. В отличие от вагонов типа Е подзаряд аккумуляторных батарей на новых вагонах был регулируемым. Он осуществлялся через резисторы, шунтировавшие лампы освещения, с уменьшённым с 350 до 198 Ом сопротивлением и обмотки подмагничивания тяговых электродвигателей, что вызвало изменения в ящиках с резисторами и электромагнитными контакторами вспомогательных электроцепей, которые получили новые наименования соответственно ЯС-35А и ЯК-4К-5.
Вагоны типа Ем опытного состава имели дополнительно 16 поездных проводов управления, необходимых для автоведения, а на вагонах типов Ема и Емх была дополнительно установлена радиостанция ЖР-ЗМ.
Электрическая схема опытных вагонов была выполнена по чертежу №ОТД-354-629. Пневматическое оборудование опытного состава отличалось от оборудования состава из вагонов типа Е только наличием дополнительного авторежима на головных вагонах.
Опытный состав поступил в депо «Автово» Ленинградского метрополитена и испытывался в первой половине 1967 года. После этого в том же году Мытищинский машиностроительный завод изготовил партию вагонов: 17 типа Ем (№№3706-3712, 3725-3734), 10 типа Ема (нечётные из номеров 3713-3724, 3735-3742) и 11 типа Емх (чётные из номеров 3713-3724, 3735-3742 и №3743). Электрическая схема этих вагонов соответствовала чертежу №ОТД-354-747. Вместо контроллера машиниста КВ-47А на них был установлен контроллер КВ-55А; вместо электродвигателей компрессоров ДК-408А были применены электродвигатели ДК-408В (как и на части вагонов типа Е с №3504 и на всех вагонах с №3518). Для возможности управления вагонами типов Ема и Емх одним машинистом в их кабинах были установлены педали безопасности.
В апреле 1968 года по чертежам Мытищинского машиностроительного завода изготовил свой первый моторный вагон Ем №3744 Ленинградский вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова, наладивший затем серийное производство вагонов типов Ем, Ема и Емх. Всего Мытищинский и Ленинградский заводы построили 149 вагонов типа Ем, 31 типа Ема и 33 типа Емх.
Вагоны метро типов Ем, Ема и Емх, выпущенные на заводе имени И.Е. Егорова:
Год выпуска | Вагоны типа Ем | Вагоны типа Ема | Вагоны типа Емх | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Количество | Номера | Количество | Номера | Количество | Номера | |
1968 | 27 | 3744-3770 | - | - | - | - |
1969 | 67 | 3771-3824, 3855-3867 |
9 | 3825, 3827, 3829, 3831, 3833, 3835, 3837, 3839, 3841 |
9 | 3826, 3828, 3830, 3832, 3834, 3836, 3838, 3840, 3842 |
1970 | 36 | 3868-3893, 3895-3904 |
11 | 3843, 3845, 3847, 3849, 3851, 3853, 3929, 3931, 3933, 3935, 3937 |
12 | 3844, 3846, 3848, 3850, 3852, 3854, 3930, 3932, 3934, 3936, 3938, 3940 |
Итого | 130 | 20 | 21 |
Тележки для вагонов типов Ем, Ема, Емх, выпускавшихся заводом им. И.Е. Егорова, изготовлял Мытищинский машиностроительный завод. Так как в апреле 1970 года Мытищинский завод перешёл на выпуск вагонов типа Еж, то и под вагоны типов Ем, Ема и Емх Ленинградского завода стали с этого времени подкатывать серийные тележки вагонов типа Еж с одновременной установкой воздухораспределителей №337.004. С такими тележками были выпущены вагоны типа Ем №№3892-3893, 3895, 3897-3904, типа Ема №№3929, 3933, 3935, 3937, типа Емх № 3930, 3932, 3934, 3936, 3938. Масса вагонов типов Ем составила 32,2 т.
Вагоны типов Ем, Ема и Емх были направлены в депо «Автово» Ленинградского метрополитена и стали обслуживать открывшуюся в ноябре 1967 года Невско-Василеостровскую линию, а затем и Кировско-Выборгскую линию, заменив на ней вагоны типов Г, Д и Е.
В связи с различиями в электрических схемах управления тяговыми электродвигателями в тормозном режиме и в цепях дверной сигнализации у вагонов типов Ем (Ема, Емх) и Е совместная работа их в одном составе без дополнительного переоборудования невозможна.
В процессе эксплуатации вагон типа Емх №3742 был переоборудован в габаритный вагон, вагон типа Емх №3743 — в тренажёр, вагон типа Ем №3875 — в вагон-дефектоскоп. В 1993 году вагон типа Ем №3748 был переоборудован заводом имени И.Е. Егорова в вагон с реостатно-тиристорно-импульсным регулированием тяговых электродвигателей. При этом была ликвидирована кабина управления. Вагон получил наименование «Ритор», новый номер 11342 и новое заводское обозначение 81-561.
В середине 1990-х годов вагоны типов Ем, Ема и Емх ещё работали на Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской линиях Санкт-Петербургского метрополитена.
В.А. Раков. Локомотивы отечественных железных дорог 1956-1975 гг.
Некоторые характеристики вагонов типов Ем, Ема и Емх
Годы выпуска | 1967-1970 |
Начало пассажирской эксплуатации | 1967 год |
Тара вагона, т. | 32,2 |
Длина, мм. | 19210 |
Ширина, мм. | 2700 |
Высота, мм. | 3695 |
Конструкционная скорость, км/ч. | 90 |
Ускорение, м/с2. | 1,2 |
Замедление, м/с2. | 1,1 |
Тип тормоза | электродинамический |
Мощность тяговых двигателей, кВт. | 4х68 |
Диаметр колес, мм. | 780 |
Вместимость вагона при плотности 10 чел/м2, чел. | 264 |
Мест для сидения, шт. | 40 |