Электровагоны типов Еж3 и Ем-508Т


Вагон типа Ем-508Т №6499 на вагоностроительном заводе имени И.Е. Егорова.

В 1973 году метроконструкторы Мытищинского завода разработали новую модификацию — вагон типа Еж3 (заводское обозначение — 81-710). Он имел практически такие же характеристики, что и вагоны типа Еж. Была изменена электрическая схема вагонов: внедрена система безопасности движения — автоматическое регулирование скорости, вагоны оборудовали радиодиспетчерской связью, установили новый пульт управления. Оконные рамы стали изготавливать из дюралюминия, а не деревянные. Более жесткими стали и сиденья в салоне. Параллельно с разработкой вагонов типа Еж3, велись работы и по модификации Ечс для Пражского метрополитена. Первая опытная партия вагонов Еж3 (№№5561-5573) поступила в депо «Ждановское» (ныне «Выхино») Московского метрополитена. В дальнейшем большинство Еж3 поступало в Москву в депо «Ждановское» и «Планерное» Ждановско-Краснопресненской линии. Вагонов облегчённой комплектации — аналогов Еж1 для Еж3 в Мытищах не выпускалось — для этих целей использовались вагоны ленинградского вагоностроительного завода имени Егорова Ем-508Т.

Увеличивающиеся размеры движения на метрополитенах и высокие требования к безопасности перевозок, заставляющие совершенствовать конструкцию и надежность подвижного состава, привели к необходимости выпуска более современных вагонов. В 1977 году Мытищинский машиностроительный завод прекратил производство вагонов типа Еж3, перейдя на выпуск вагонов типов 81-717/714. В 1973-1977 гг. было выпущено свыше 450 вагонов типа Еж3 — №№5561-5999, 9000-9049 (помимо Еж3 в общей нумерации выпускались и различные опытные разработки). Они поступали на метрополитены Москвы, Харькова и Тбилиси.

На Московском метрополитене вагоны Еж3 продолжают эксплуатироваться только на Таганско-Краснопресненской линии.

В настоящее время (с 2002 года) ведётся модернизация вагонов Еж3 на ЗРЭПСе. На части вагонов демонтируются кабины машинистов. Такие вагоны используют в дальнейшем только как промежуточные.

Некоторые характеристики вагонов типов Еж3

Годы выпуска 1970-1978
Начало пассажирской эксплуатации 1970 год
Тара вагона, т. 31,7
Длина, мм. 19166
Ширина, мм. 2700
Высота, мм. 3695
Ширина дверного проема, мм. 1380
Конструкционная скорость, км/ч. 90
Ускорение, м/с2. 1,1
Замедление, м/с2. 1,2
Тип тормоза электродинамический
Мощность тяговых двигателей, кВт. 4х72
Диаметр колес, мм. 780
Вместимость вагона при плотности 10 чел/м2, чел. 264
Мест для сидения 42
Установленный срок службы, лет 35

В 1974 году завод имени Егорова начал изготовлять для Московского метрополитена вагоны типа Ем-508Т (заводское обозначение 81-508Т), которые отличались от вагонов типа Ем-508 тем, что на них было применено подвагонное электрическое и пневматическое оборудование, в том числе и тяговые электродвигатели ДК-116А, вагонов типа Еж3. Вагоны типа Ем-508Т стали эксплуатироваться как промежуточные с головными вагонами типа Еж3, имеющими устройства комплексной системы автоматики. Аккумуляторная батарея 16НКН-80 (12В) для питания АРС на этих вагонах отсутствует, а вместо двухъярусного ящика для основных аккумуляторных батарей применяется серийный одноярусный ящик с батареей 56НКН-80. Кабинное оборудование вагона типа Ем-508Т такое же, как у вагонов Ем-508, за исключением контроллеров машиниста КВ-40А-4 и блока управления БУ-13 тиристорным агрегатом РТ 300/300А. На вагонах типа Ем-508Т №№6412, 6414 и последующих номеров с целью унификации с вагонами типа Еж3 были установлены контроллеры машиниста КВ-66А, приспособленные для поворота главной рукоятки в горизонтальной плоскости.

До 1975 года все вагоны Ем-508Т поступали на Московский метрополитен. Вагоны этого типа завод им. И.Е. Егорова изготавливал до 1979 года включительно.

Выпуск электровагонов типа Ем-508Т:

Год выпуска Количество Номера
1974 75 6398-6472
1975 85 6473-6557
1976 98 6658-6746, 6748-6756
1977 118 6747, 6757-6874
1978 63 6992-7054
1979 36 7055-7091
Итого 475  

При подготовке страницы были использованы материалы из книги В.П. Калиничева «Метрополитены» и юбилейного издания ОАО «Метровагонмаш» «Ровесник века».

К оглавлению раздела