Электровагоны типа Еж6
Вагон типа Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева.
Предпосылки к разработке вагонов Еж6
В начале 1970-х годов возникла необходимость разработки специализированного подвижного состава для работы в системе подземных линий стратегического назначения в Москве и пригородах. Официальное название этой транспортной системы — Д6, однако наибольшую известность она получила в 1990-х годах под именем «Метро-2». Более подробно о ней вы можете узнать на сайте Владимира Свириденкова «Московское метро».
Отсутствие в системе Д6 контактного рельса обуславливало необходимость разработки подвижного состава с возможностью работы как от аккумуляторных батарей, так и от контактного рельса. Автономное питание было необходимо во время нахождения спецвагонов в системе Д6. Возможность питания от контактного рельса требовалась для зарядки аккумуляторов и перемещения спецсоставов по линиям гражданского метро.
Выпуск вагонов типа Еж6
В соответствии с вышеприведенными требованиями Мытищинским машиностроительным заводом на базе стандартных вагонов метрополитена типа Еж3 был разработан проект специального подвижного состава двух модификаций: контактно-аккумуляторных электровозов типа Л и вагонов сопровождения, получивших наименование Еж6 (впоследствии модификации присвоен индекс 81-712).
В течение 1973 года Мытищинский завод собрал 6 вагонов типа Еж6 №№5580-5584, 5590. Эти вагоны были практически идентичны выпускавшимся в то время серийным вагонам Еж3, и имели с ними единую (сквозную) нумерацию и одинаковую окраску. В комплекте с вагонами Еж6 было выпущено три контактно-аккумуляторных электровоза типа Л.
В 1986 году в Москве и пригородах заканчивалось строительство новых тоннелей в системе Д6. Для обслуживания увеличившейся сети прежнего количества вагонов (трех контактно-аккумуляторных электровозов Л и шести вагонов Еж6) было недостаточно: требовался новый подвижной состав. Особые условия эксплуатации в системе Д6 требовали начилия двери в лобовой части кабины для возможности входа и выхода в тоннель. Поскольку выпускавшиеся в то время серийно вагоны 81-717/714 не удовлетворяли запросам, Мытищинскому заводу было поручено выпустить новую партию вагонов Еж6 и электровозов Л.
Партия спецвагонов 1986 года выпуска состояла из четырех вагонов Еж6 (№№0090-0093) и трех электровозов Л. Их нумерация была общей уже с вагонами типа 81-717.
В форме кузова у вагонов Еж6 второй партии было только несколько отличий по сравнению с вагонами первой партии. Во-первых, выше центральной декоративной полосы имелось три гофрированных полосы жёсткости, а не две, как у ранних вагонов Еж6. Во-вторых, сама декоративная полоса была выкрашена белый цвет, как у вагонов 81-717 (у вагонов Еж6 1973 года выпуска полоса была темной). В-третьих, изменилась окраска самих кузовов. На новых вагонах Еж6 цвет кузова стал светло-синим, отличным как от цвета вагонов Еж6 первой партии (зелёно-синий), так и от цвета более новых вагонов 81-717 (синий с изламывающимися белыми полосами). Освещение в салонах вагонов Еж6 1986 года выпуска осуществлялось лампами накаливания, как у Еж3, а сиденья были идентичны тем, что ставились на вагоны 81-717.
Между отправкой с завода и прибытием в Д6 новые вагоны пробыли некоторое время в депо «Сокол», где занимались их окончательной наладкой.
Выпуск вагонов типа Еж6 по годам:
Дата выпуска | Количество собранных электровагонов типа Еж6 | Номера вагонов |
---|---|---|
12.1973 | 6 | 5580-5584, 5590 |
1986 | 4 | 0090-0093 |
Итого | 10 |
Всего было выпущено 10 вагонов типа Еж6. Вместе с электровозами типа Л они могли быть сформированы в пять составов следующей конфигурации: Еж6-Л-Еж6 или Еж6-Л-Л-Еж6.
Ремонт и обслуживание спецвагонов
Периодически составы из вагонов Еж6 с Л по соединительной ветви, ведущей к третьему пути станции «Спортивная» (который официально считается оборотным тупиком), проходят в систему Московского метро для подзарядки аккумуляторов и прохождения текущего и капитального ремонта. Часто спецсоставы, заряжая аккумуляторы, стоят на той части соединительной ветви за «Спортивной», где есть контактный рельс (до гермоворот). Основная ремонтная база подвижного состава, приписанного к Д6, находится в депо «Планерное», капитальный ремонт вагоны проходят на московском ЗРЭПСе (заводе по ремонту электроподвижного состава) или на ЗАО «Метровагонмаш» в Мытищах.
Судьба вагонов Еж6
В конце 1980-х годов 4 вагона типа Еж6 №№5581-5584 были переданы из Д6 на Московский метрополитен для работы на Ждановско-Краснопресненской (ныне — Таганско-Краснопресненской) линии. Из вагонов Еж6 1973 года выпуска в системе Д6 остались работать вагоны №5580 и №5590.
В 2003-2004 годах вагоны Еж6 №№5581, 5583-5584 стояли в закрытом нефе депо «Новогиреево», ожидая модернизации и перевода в пассажирский парк. По состоянию на 2006 год в депо «Новогиреево» находятся по крайней мере два вагона Еж6 1986 года выпуска, один из которых — №0093.
Номер вагона | Дата выпуска | Приписка | Статус | Капитальный ремонт | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата проведения | Место проведения | Модернизация при КР | ||||
5580 | 12.1973 | Д6 | неизвестен | не было | ||
5581 | 12.1973 | депо «Планерное» | резерв в пассажирском парке | 2004 | ЗРЭПС (площадка «Выхино») | Модернизирован в промежуточный с удалением кабины |
5582 | 12.1973 | депо «Выхино» | списан, ранее числился в парке хозяйственного движения | 1997 | ЗРЭПС (площадка «Выхино») | Модернизирован в промежуточный по варианту ЕжТК с удалением кабины |
5583 | 12.1973 | депо «Планерное» | резерв в пассажирском парке | 2004 | ЗРЭПС (площадка «Выхино») | Модернизирован в промежуточный с удалением кабины |
5584 | 12.1973 | депо «Планерное» | резерв в пассажирском парке | 2004 | ЗРЭПС (площадка «Выхино») | Модернизирован в промежуточный с удалением кабины |
5590 | 12.1973 | Д6 | неизвестен | не было | ||
0090 | 1986 | Д6 | неизвестен | лето 1999 | Мытищи | не было |
0091 | 1986 | Д6 | неизвестен | лето 1999 | Мытищи | не было |
0092 | 1986 | Д6 | предположительно, простаивает в депо «Новогиреево» | не было | ||
0093 | 1986 | Д6 | простаивает в депо «Новогиреево» | не было |
Табличка внутри вагона Еж6 №0090 в салоне над дверью в кабину. Надпись:«Модель 81-712. 1986 г.». Фото из архива Юрия Зайцева.
Состав из вагонов Еж6 1986 года выпуска. Фото из архива Юрия Зайцева.
Табличка в противоположном кабине торце вагона Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева.
Состав из вагонов Еж6 1986 года выпуска. Фото из архива Юрия Зайцева.
Вагон Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева
Вагон Еж6 №0091. Фото из архива Юрия Зайцева.
Вагон Еж6 №0091. Фото из архива Юрия Зайцева.
Большое спасибо Юрию Зайцеву за помощь в подготовке материала.